Мысли и изречения древних с указанием источника - стр. 48
Говорят, что погубил народ тот, кто первым его подкупил; (…) толпа теряет свою силу, когда ставит себя в зависимость от подачек. Но подкупающим стоит поразмыслить над тем, что себя они тоже губят, когда тщатся ценой великих затрат приобрести продажную славу и этим делают толпу уверенной и дерзкой, ибо ей кажется, что в ее власти что угодно дать и что угодно взять.
«Наставления о государственных делах», 29 (125, с.800)
Болтуны никого не слышат, ибо сами говорят беспрерывно.
«О болтливости», 1 (125, с.631)
Два главнейших и величайших (блага) – слушать и быть выслушану. Ни того ни другого не дано болтунам, и даже в самой страсти своей терпят они неудачу. (…) Они жаждут слушателей, но не находят их, напротив: всякий от болтуна бежит без оглядки.
«О болтливости», 2 (125, с.632)
Глупые речи превращают захмелевшего в пьяного.
«О болтливости», 4 (125, с.634)
Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
«О болтливости», 8 (125, с.636)
Говорить учимся мы у людей, молчать – у богов.
«О болтливости», 8 (125, с.636–637)
Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.
«О болтливости», 10 (125, с.638)
Брат – это друг, дарованный нам природой.
«О братской любви» (186, с.221)
Если осел тебя лягнул, не отвечай ему тем же.
«О воспитании детей» (186, с.120)
Если дружишь с хромым, сам начинаешь прихрамывать.
«О воспитании детей» (186, с.220)
Признак недоброжелательного характера историка – стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете.
«О злокозненности Геродота», 5 (126, с.163)
Метко ответил некий египтянин на вопрос, зачем он обернул свою ношу со всех сторон: «Чтобы не знали зачем!»
«О любопытстве», 3 (125, с.653)
Злословие непременно сопутствует любопытству.
«О любопытстве», 9 (125, с.658)
Все опасаются любопытного и прячутся от него. (…) Так что часто открытое слуху и зрению всех других укрыто только от любопытных глаз и ушей.
«О любопытстве», 9 (125, с.658)
В слабых душах возможность причинить боль ведет к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные – здоровых, старые – молодых, бедствующие – благополучных.
«О подавлении гнева», 8 (125, с.618)
Должен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: «Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра». Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание?