Мысли христианина. Дневники - стр. 82
Отчего «Царствие Божие», царство мира и радости, «нудится», и только «нуждницы восхищают е»? (Мф. 11:12). Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, порока, смущения, скорби и тесноты. – Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом.
Как верующему «вся поспешествует во благое» (Рим. 8:28), так неверующему все – в злое; оттого что верующий – с Богом; Бог как Самосущее Благо всё обращает для него во благо; а неверующий – с диаволом, и диавол, как зло, все обращает для него в зло. Это дознано бесчисленными опытами.
Я учил тебя горькими опытами не верить ни в чем бесплотному врагу твоему: сладостию ли греха он привлекает тебя творить его волю, или смущением и страхом преклоняет тебя на свою сторону, – потому что везде он лукав. А ты веришь ему. Ты знаешь благотворность веры твоей в Меня, как она верна, успокоительна, сладостна, и между тем не веришь Мне.
Какие блага приятны, дороги мне без мира Твоего? Никакие. Без мира ничто мне неприятно. Даруй же мне прежде всего мир Твой.
Что значит молиться духом и истиною? Значит молиться с тою верою, надеждою и любовию, с какою молились святые отцы, оставившие нам духовное сокровище своих молитв, своих славословий и благодарений Богу.
Благочестивое и весьма полезное для души нашей дело – творить в церкви или над прахом родителей и сродников наших память о них: мы и сами уцеломудриваемся, смиряемся при памяти о смерти их и их душам делаем отраду, вознося об упокоении их молитву сердечную, – сердце наше разогревается над их прахом, страсти и печали житейские умолкают; их замогильный голос твердит нам, что все на Земле, кроме благочестия в Боге и добродетели, – суета.
Бесплотный враг, успевший совратить человека на свою сторону, получает по Божию попущению доступ к его сердцу, входит в него как победитель и живет в нем дотоле, пока человек слезным, горьким раскаянием не выгонит его оттуда. А живя в сердце человека, диавол страшно гнетет и стесняет его, не дает ему возвыситься к Богу, не дозволяет возгореться в нем чувству веры, надежды и любви, но повергает его в безверие, безнадежность и отвращение ко всему.
Будь всегда благонадежен: надейся на Бога – и Он никогда тебя не оставит.
Великий я грешник, часто впадаю в грехи волею и неволею и думаю по временам: что, если я сделаюсь вечною добычею ада? О горе, горе мне. Но опять и то думаю: я впадаю в грехи больше невольно, не коснею в них намеренно, часто плачу и рыдаю о том, что прогневляю моего Господа, моего Благодетеля и Творца, а Владыка живота моего – Существо Всеблагое, может быть, Он призрит на меня оком благоутробным в то время, когда я быстро стану приближаться к смерти, пошлет мне, по обычному милосердию Своему, духа сокрушения и умиления, и я пред смертию очищу грешную душу мою, ведь у Него всегда можно найти очищение: «у Тебе очищение есть» (Пс. 129:3); Он пошлет в мою душу свет Свой в минуты, для меня столь важные, важнейшие из всех минут жизни, и я увижу язвы греховные души моей, в слезах покаяния представлю их Вземляющему грехи мира и скажу Ему: «аще хощеши, можеши мя очистили» (Мф. 8:2) и теперь, как очищал Ты меня многократно в течение всей моей жизни – в виду отца моего духовного, на исповеди церковной, и – единственно пред лицем Твоим – во время молитв домашних. О! Если бы так случилось пред моей смертию! Торжественно вышел бы я тогда из мира сего. Конец, говорят, венчает дело.