Мысли христианина. Дневники - стр. 65
«Аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин. 8:24). Как много значит для нашего спасения вера во Христа: без нее верная смерть духовная!
«Не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю» (Ин. 8:29). И тебя Бог не оставит, если будешь делать угодное Ему.
«Аще пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете» (Ин. 8:31). Пребываете ли вы, братия, в словеси, в заповедях Христовых, чтобы справедливо (воистину) называться Его учениками, последователями? Не ложные ли вы ученики?
«Уразумеете истину, и истина свободит вы» (то есть от греха) (Ин. 8:32). – Как истина освобождает нас от греха, так ложь (во всем) порабощает нас греху, и всякий грех есть ложь. «Всяк творяй грех раб есть греха: раб же не пребывает в дому во век: Сын пребывает во век: аще убо Сын высвободит, воистину свободни будете» (Ин. 8:34–36). Ах, златая, премирная свобода, даруемая Сыном Божиим, когда ты совсем освободишь нас от рабства смертоносному греху?
«Диавол человекоубийца искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи: Аз же (Сладчайший Иисус) зане истину глаголю, не веруете Мне: кто от вас обличает Мя о гресе? Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко несте от Бога» (Ин. 8:44–47). Это все идет к тебе. Если ты не веришь Иисусу Христу, то ты сын диавола, но в чем оказался тогда неверным против тебя Господь? Во всем верен. И если во всем всегда был верен, почему ты не веруешь Ему в том? Кто от Бога, тот слушает слово Божие, верен Ему; если же не веришь, то ты не от Бога. – Ужасные слова! Истинные слова!
Что идея в науке, то вера в молитве. Как идея животворит науку, так вера – молитву; как автор науки, созидая ее, путается и впадает во мрак умственный, если теряет из виду идею, так молящийся впадает в мрак сердечный и умственный, когда выпускает из сердца веру.
Утроба человеколюбия, утроба благости Божией, не затвори от мене «ушию» благоутробия Твоего. Видите, утроба какое важное имеет значение в человеке: не тут ли, в самом деле, душа? Отчего же и благость, и любовь, и другие добродетели полагают все в утробе, так что от человека переносят даже на Бога значение утробы. Поймите отсюда, что значит заповедь Спасителя: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 21:34). – Обремененная пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: «уты, разшире, утолсте» (Втор. 32:15) и – отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни. – Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость или любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине.