Мысли христианина. Дневники - стр. 61
Крест есть выражение любви, как слово – выражение мысли.
«Любовь моя распялася», – говорил святой Игнатий Богоносец[22], взирая на Крест.
Все, что Церковь влагает тебе в уста, имеет сию надпись: «Столп и утверждение истины».
Чтобы ты знал о даруемой тебе благодати освящения и мира после принятия животворящих Тайн или после усердной молитвы, тебе Бог попускает испытывать великие внутренние мучения после всякого преткновения: «блюди же, како опасно ходишь» (Ефес. 5:15).
Господь обыкновенно являет милости Свои чрез святых служителей Своих – Ангелов или чрез святых человеков: примерами этими полна ветхозаветная история; в Новом Завете, когда благодатию воплотившегося Господа делались святыми многие люди. Господь весьма часто являет Свои милости чрез святых угодников Своих. Отсюда обязанность христиан – обращаться с благоговением в молитве к святым Ангелам и угодникам. Значение их в деле нашего спасения.
Природа святых человеков, отрешенных от святых тел их, чрезвычайно легка и удободвижна по своей духовности, и земной шар для них то же, что точка, и они в одно время могут слышать людей, живущих в самых отдаленных одно от другого местах и единовременно могут являться им на помощь. Пример Спасителя воскресшего объясняет это, равно как примеры чудодействий многих святых.
Христос в нас живет и действует постольку, поскольку мы веруем в Него и надеемся на Него, храним себя от всякого греха; Христос силен в нас, когда мы смиренно сознаем свою немощь и верою сердечною удерживаем Его в сердце.
Сердце, обременное пищею и питием, бывает грубо, бесчувственно для молитвы и – в довершение несчастия – подвержено неверию. Опасно совершать с сытым желудком общественное Богослужение: диаволу самое подручное средство для действия на наше – обременное объядением и пиянством сердце.
Какие за кем знает слабости враг, теми и искушает во сне, чрез те и посмевается человеку.
Безо всякого сомнения молись всегда невидимая Невидимому, умная Умному. Дух духа слышит.
Так как вещество по природе своей изменчиво, то и люди делают из него что хотят умом своим. Бесконечный ли Ум не сделает из него что хочет; Он ли не изменит его природы, если это нужно, например, огня в росу, хлеба и вина в Свою Плоть и Кровь?
Слова: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое и: пиите от Нея еси: сия есть Кровь Моя» (Мф. 26:26–28) – божественны: они дух суть и живот суть. Только Творец, изволивший принять на Себя нашу плоть, мог так сказать: в них видна несказанная любовь и самое смелое желание блаженной жизни тлеющему и бедствующему от греха человечеству, желание принять их в Свое единение, сделать причастниками Своего Божественного естества. – Человек! Пойми, как высоки эти слова!