Мысли христианина. Дневники - стр. 52
Если я причащусь животворящих Тайн недостойно, с усумнением, грех далеко отбросит меня от Бога, и много мне нужно слез и воздыханий, чтобы опять приблизиться к Богу и иметь дерзновение пред Ним.
Но если достойно тогда прилепляюсь к Нему крепче» становлюсь тверже в любви к Нему, легко и радостно тогда бывает у меня на сердце во все время от одной Литургии до другой, до нового подкрепления, если буду бдеть над собою.
При внушениях духа неверия говори ему: «Аз вем Его» (Бога) (Ни. 7:29) и Его Таинства (то есть верю в Бога и в Его Таинства), и «аще реку, яко не вем Его», буду подобен тебе, ложь. Но как страшно быть подобным тебе: смерть с тобою, мучения страшные! Нет, я «вем Его» и слово Его соблюдаю. – Смотри же: верь и соблюдай Его заповеди.
«На суд Аз в мир сей приидох, да невидящий видят, и видящий слепи будут» (Ин. 9:39). Это суд совершается и над тобою: к тебе приходит Христос в Своих животворящих Тайнах Тела и Крови и в других Таинствах, являет в тебе Свои Божественные чудеса мира и радости, прогоняя из тебя убийственные страсти или вообще – грехи, дает тебе Свою чудную Божественную свободу: и ты видя не видишь, имея такие опыты Божественного посещения, часто усумняешься. Если бы ты не видел этих посещений, ты не имел бы греха, но ты видишь: грех убо твой пребывает.
«Тать не приходит, разве да украдет и убиет, и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишите имут» (Ин. 10:10). Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, «вера жива, упование паче упования» (Рим. 4:18) на милосердие Твое наполняет тогда сердца наши. – Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдной, надеждою известной и любовию нелицемерной. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благостояния, и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу.
Заметь выражение Спасителя, полное любви к нам: Он называет нас Своими овцами в противоположность наемнику, «емуже не суть овцы своя» (Ин. 10:12).