Мысли христианина. Дневники - стр. 15
Зло брата моего есть и мое зло (он в том же осужден еси).
Как в книге природы мы различаем вещи прошедшие, настоящие и будущие, так и в книге Божиего Слова или Божиего Откровения мы также видим дела Божий прошедшие, настоящие и будущие. (Как в природе от настоящего порядка вещей мы заключаем к такому же будущему, так и в Откровении.)
Текст: Как в природе и в Откровении, – в рукописи перечеркнут.
Молиться о здравии и спасении иерея Василия[8]. При обучении мальчиков ланкастерского класса взять такую методу преподавания, которая, обнимая небольшое число предметов, обнимала бы всех мальчиков, несмотря на различие их по степени их знаний. Для этого не иначе поступать, как заставлять их всех слушать объяснение урока. Преимущественно стараться об изучении Катехизиса и молитв. История будет преподаваться в уездном классе.
По опыту, а не по вере только я знаю и то, что будут разные степени мучений на суде по той мере, в какой кто был рабом греха. Будущий Страшный суд будет не что иное, как раскрытие, обнаружение во всей силе того праведного суда Божия, который и здесь, на Земле, отчасти обнаруживается в совести и ее мучениях, в смущении, в скорби и тесноте греха: и теперь мы всегда – на суде Божием.
Во имя Господа Спасителя, с сердечною верою помянутого, я получаю свободу от смущения, скорби и тесноты страстей, воюющих на душу. Со страстями входит в душу диавол: душа начинает смущаться, трепетать. Тяжелая поступь сатаны очень бывает слышна: убийственны его ступания. – А Сладчайший Спаситель – всегда верный Друг: только вспомни о Нем искренно, только скажи себе от сердца, что Он тут, только пожелай от сердца Его помощи и призови сердцем – Он сейчас явится и сейчас благословит тебя миром. Спасителю мой Сладчайший! Даруй мне жить всегда с Тобою.
То же и во имя Божией Матери (во имя Ее, а не от кого-либо или не от чего-либо другого).
Как человеку, обремененному дарами Божиими, предстоит опасность – по причине слабости и нечувствительности его – пресытиться ими и, как говорится, рыться в них: и то считать за маловажное, и другое, и третье, и не знать им цены, – так и человеку образованному и много читающему, у коего много даров Господних – книг, предстоит также опасность пресытиться ими до того, что и лучшие из них он станет считать за маловажные и будет или мало читать их, или читать бегло, с небрежением. Избави Бог всякого от такого пресыщения. Пресытившимся какими-бы то ни было дарами Божиими, не знающим им цены и не приносящим Господу плодов добродетели – дары для того и даются от Бога, – угрожает проклятие Господне и – пожжение, подобно бесплодной земле, пившей «сходивший на множицею дождь и износящей терния и волчец» (Евр. 6:7–8).