Мысли христианина - стр. 39
Только в храме Божием мы научаемся искренне веровать в Бога, познавать себя, любить и Бога и друг друга, только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на Небесах, основавший там для верных и любящих чад Его вечный, нетленный Град, и что Он от сложения мира вписал преданных Ему в число граждан Небесного Иерусалима. Аминь.
Посмотрите, чем питается светское, да и духовное, юношество в свободное от учебных часов время, что читает, что поглощает своим умом, памятью, сердцем? Мечтательные романы, вроде толстовских, максимов горьких, или соблазнительные повести, болтовню, драмы и комедии, и ни у кого из них не найдешь в руках творений истинно христианских, как это было в начале прошлого столетия, когда и собственно русская, и переводная с иностранных языков литература была самая благонамеренная в христианском смысле и воспитывала умы и сердца юношей и образованных граждан в христианском духе. Теперь все изменилось, и молодое поколение, как жвачку, пережевывает различные безнравственные романы и всякие книжонки. Но такова и отрыжка – посмотрите, чем стало наше юношество, какого оно набралось духа? Духа отрицания всего Божественного, духа вольности, непокорности, буйства, гордости, разрушения старых добрых порядков, духа невоздержания, кутежа, воровства, либерализма, социализма, космополитизма, неуважения родителей и забастовочной праздности. Что будет дальше, если так пойдет дело? Угадайте! Надо скорее направить дело воспитания, надо давать юношеству доброе чтение и удалять от рук его безнравственное, вольное, гнилое чтение и воспитывать его в духе Церкви и нашего доброго старого времени без его невежества и односторонности.
Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом, – о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии – в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т. д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества – именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром.