Размер шрифта
-
+

Мышление как инструмент. Десять стратегий для решения любой проблемы - стр. 2

Абстрактное мышление дарит нам радость интуитивного обобщения, выхода за границы реалистичности, опыта, существующих понятий. У всех нас бывают моменты, когда мы просто начинаем рисовать нечто на листе бумаги, даже не задумываясь, что изображаем. Мы думаем о своем, а на листе появляется абстрактная композиция, сложные линии или простые формы, абстракция. Иногда я прошу студентов просто порисовать абстрактные схемы, безо всякого в них смысла, просто нарисовать случайные формы в случайной связи между собой. Затем прошу создать абстрактную схему, в которой есть гармония, баланс, связность. После прошу студентов найти этой схеме рациональное объяснение, назначить ей содержание, описать подходящие этим элементам формы и связям процессы или понятия. Увлекательное дело! Сначала это полная творческая свобода и бессмыслица, но позже появляется достаточно стройная логика найденной аналогии в реальности, визуализация процесса из природы, среды человеческого поведения, научная теория, онтологическая схема известного понятия. Найти для абстракции новое, любопытное и интересное значение – такая задача возбуждает наше воображение. Вспомните, как вы в детстве лежали в траве с друзьями, смотрели на облака, проплывающие над вами по океану неба, и соревновались в обнаружении ассоциаций, похожестей, аналогий. Вы находили в формах облаков и животных, и людей, и весь мир. Весь мир в облаках, и вы смеялись.

Нас делает счастливыми умение творить, создавать, осмысливать этот процесс. Иногда мы осмысливаем его недоступными нашей речи образами, абстракциями и аналогиями. Невозможность объяснить искусство словами, вербализировать впечатления от музыки или описать переживания от книги, фильма, танца, архитектуры и живописи исходит из того базового блока «сенсомоторных схем»: мы понимаем, каким вдохновенным был процесс, но не готовы дать ему словесное описание. Искусство этим и ценно, что чувствуется изнутри и не требует этих поисков смысла. Искусство возникает в процессе акта сотворения, руководствуясь не словами, не рациональными построениями, а энергией действия автора. Невозможно описать словами, как и почему музыка открывает засовы в памяти, освобождает воспоминания и эмоции, слезинкой по щеке звенит еле заметно. Автор не знает, что у него получится, завершит ли он эту работу или она сама себя отложит, отключив его от ресурса энергии новых впечатлений. Как объяснить словами радость ребенка от первых шагов? Никак. Ребенок еще не освоил речь, но освоил улыбку. Малыш падает, сделав пару шагов, и снова поднимается; его еще не научили, что есть талант, способности, предназначение, методы и приемы ходьбы. Он встает, потому что рад новому впечатлению от своего тела – тела, которое идет. Каждый шаг – как открытие, шедевр, произведение. Мы можем представить себя внутри этого завораживающего процесса творчества, но не можем это описать – мы научились этому очень рано, когда мама была молодой, деревья – исполински огромными, а мир – удивительно новым и интересным.

Страница 2