Мы и наши малыши - стр. 51
Не существует ни злонамеренного властителя дум, ни «Большого брата», подталкивающего родителей к тому, чтобы индоктринировать своих детей определенным образом. Культурный этос и ценности, одобряемые обществом, передаются от поколения к поколению, потому что они работают: люди неосознанно соглашаются с определенным набором ценностей и передают их, потому что они приносят пользу обществу в экономическом плане и служат отдельным людям на личном и духовном уровне[124]. Более того, этот культурный этос становится практически невидимым; его трудно выявить или выделить, потому что он настолько прочно укоренился, переходя от поколения к поколению, что кажется «естественным» или «правильным» и рассматривается как составляющая идентичности человека. Культура воспринимается не как некий покрывающий все туман, который с навязчивым постоянством окутывает людей и семьи, а как кружевная дымка, которая проникает в каждую трещинку в поведении, оказывая тихое, но могущественное влияние на то, что люди делают, и на то, как взрослые обращаются со своими детьми[125].
С недавнего времени ученые применяют понятие «ниша развития» к концепции «родитель – ребенок», чтобы подчеркнуть необходимость изучения воспитания с холистического, почти экологического ракурса[126]. Специалисты в области развития ребенка Сара Харкнес и Чарльз Супер дали одно из наиболее точных определений ниши развития, согласно которому она включает в себя физические и социальные условия жизни ребенка, культурные традиции, в соответствии с которыми он воспитывается, и психологию того человека, который о нем заботится и которая, без сомнения, и является тем каналом, через который все зависимые человеческие дети получают представление об окружающем их мире[127]. Одним словом, ниша развития – это описание мира ребенка с существующими в нем пластами, такими как семья, культура, социально-экономический статус, этническая принадлежность и личность.
Для того чтобы понять этот мир лучше всего, нужно взглянуть в зеркало; ниша развития предстает перед нами наиболее четко, когда оно начинает трескаться. Я помню, как впервые поняла, что другие семьи не похожи на мою собственную и что являющееся частью моей ниши развития семейное окружение отличается от того, в котором живут все мои друзья. Мы принадлежали к одному и тому же социально-экономическому слою, исповедовали одну и ту же религию и относились в основном к одной этнической группе. Однако в других семьях жили по незнакомым мне правилам. На ужин мои друзья ели, на мой взгляд, странные блюда, а их матери не работали, что казалось мне очень необычным. В моей семье любили поговорить, и мы всегда подолгу обсуждали то, что произошло со всеми за день. А по вечерам и на выходных мы занимались домашними делами, причем каждый должен был внести в этот процесс свой посильный вклад. Тем не менее домашние заботы никогда не мешали нам всем вместе отправиться на пляж или в кино. Мои родители были очень общительными людьми, и у нас в доме все время устраивались вечеринки. Однако в домах моих друзей обстановка была гораздо менее оживленной. Их матери были дома, когда они возвращались из школы, но у них никогда нельзя было встретить группы взрослых людей, которые шутили и смеялись. У этих детей не было домашних обязанностей, но они никогда не ходили в кино вместе с родителями. Сравнение с моими друзьями стало для меня первым уроком в понимании различий между нишами развития, а также свидетельством существования различных установок в отношении воспитания. Мы все принадлежали к одной и той же культуре, но наше микроокружение было совершенно разным, причем настолько разным, что это формировало различия в наших индивидуальных личностных качествах. Мой дом был наполнен громкими разговорами, а дом моей подруги был спокойным и тихим. У меня были домашние обязанности, которые я выполняла каждую неделю, а у нее их не было. Наши миры, по крайней мере за пределами школы, были совершенно разными, и в результате этого мы по-разному реагировали на ситуации, с которыми нам приходилось сталкиваться вне наших домов, и теперь мы стали взрослыми людьми, совершенно не похожими друг на друга. Различие ниш развития создает трудности, когда два человека начинают жить вместе и пытаются согласовать различные образы жизни и мышления; каждый считает то, к чему он привык, естественным и логичным, а то, что предлагает кто-то другой, кажется ему смешным, странным и даже глупым.