Размер шрифта
-
+

Музыкальный словарь. Начальная школа - стр. 12

БЫЛИ́НА – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах героев-богатырей, о былых временах, выдающихся событиях народной жизни. Былина носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи, иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах. Былины исполнялись сказителем, который должен был иметь отличную память, поскольку тексты сказов достигали нескольких тысяч строчек.

В былинах не было одной, закреплённой мелодии, при повторениях былинный напев варьировался, изменялся в зависимости от развития поэтических образов.

Многие былинные напевы были записаны и изданы в сборниках русских народных песен, составленных Н. А. Римским-Корсаковым, М. А. Балакиревым, А. К. Лядовым.

Былины оказали большое влияние на русскую классическую и современную музыку. Былинные напевы использованы в ряде произведений российских композиторов (оперы «Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского).

В

ВАЛТО́РНА (от нем. валтхорн – лесной рог) – медный духовой музыкальный инструмент, который действительно произошёл от старинного охотничьего рога. Валторна представляет собой длинную трубку, свёрнутую спиралью. Её тембр – мягкий, певучий. Сразу три валторны изображают появление волка в сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Здесь композитор определил характер звучания валторн как «зловещее». «Чтобы было страшнее», – пояснял сам композитор.



ВАЛЬС (от фр. вальс, нем. вальцер – раскатывать) – один из популярнейших бальных танцев, во время которого танцующие плавно кружатся в парах. Возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Вот как описывает его характер в своём романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Темп вальса бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер – трёхдольный.

Вальс называют «королём балов», но в России этот танец некоторое время был запрещён. В начале XIX в. в России его знали, но воспринимали неодобрительно. Русская знать, привыкшая к чопорным менуэтам, считала вальс танцем слишком вольным. Подумайте сами: во время исполнения вальса кавалеру полагалось обнимать даму за талию! При императоре Павле I даже было выпущено строгое полицейское предписание, в котором говорилось: «Запретить на балах употребление пляски, вальсом именуемой». Хорошо, что потом этот запрет всё-таки был отменён.

Множество красивых вальсов написано разными авторами в разных странах! Существует шуточная пьеска для фортепиано, которую умеет играть каждый начинающий музыкант, – «Собачий вальс». Но не все знают, что её сочинение приписывают Ф. Шопену. Удивительной мелодичности вальсы создали М. И. Глинка («Вальс-фантазия»), П. И. Чайковский («Сентиментальный вальс», «Ната-вальс»), Г. В. Свиридов (вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»), Ф. Шуберт, Д. Д. Шостакович («Вальс-шутка»).

Страница 12