Размер шрифта
-
+

Музы и грации. Афоризмы - стр. 5

КЛАССИКА В ТЕАТРЕ

Классики – это авторы, которых можно ставить, не читая.

Театральная мудрость

Часто Чехова ставят, будто он помер и можно делать с его пьесой все, что захочешь.

Андрей Кончаловский (р. 1937), режиссер

Трагедии Шекспира надо не на сцене ставить, а слушать. Недостаточно видеть «Ричарда III», его надо уметь насвистывать.

Джордж Бернард Шоу (1856 – 1950), английский драматург

Иногда говорят, что актеры нам показывают своих Гамлетов вместо шекспировского. А на самом деле нет никакого шекспировского Гамлета. Если в Гамлете есть определенность как в творении искусства, в нем также есть и невнятица, как в любом явлении жизни. Гамлетов столько же, сколько видов меланхолии.

Оскар Уайльд (1854 – 1900), английский писатель

Смотреть его игру – все равно что читать Шекспира при вспышках молнии.

Поэт Сэмюэл Кольридж об английском трагике Эдмунде Кине (1777 – 1833)

Играя Шекспира, идите за текстом, или от текста, или по тексту, но ничего – сверх текста. Для этого просто нет времени. Нельзя же ввести в бетховенскую симфонию паузу на пять тактов, чтобы успеть обглодать куриное крылышко; точно так же нельзя останавливать оркестр Шекспира для каких-то мизансцен. Чтобы в шекспировском спектакле наступила такая противоестественная вещь, как тишина, нужна, по меньшей мере, траурная процессия или смертельный поединок.

Джордж Бернард Шоу

Я не желаю смотреть несокращенную версию чего бы то ни было.

Джин Керр (р. 1923), американский драматург

Авторы сценических переделок должны быть смелее. Пусть берут чужие идеи и пишут собственные пьесы.

Антоний Слонимский (1895 – 1976), польский писатель

ТРАГЕДИЯ

Трагедия: место, в котором трусы умирают, а герои погибают.

Винцентий Стысь, польский афорист

Плохой конец – несчастливый, хороший конец – неудачный. Вот что такое трагедия.

Том Стоппард (р. 1937), английский драматург

Вот чего хочет американская публика: трагедии с хорошим концом.

Джеймс Эдуард Хауэлл (1848 – 1916), американский юрист

Трагических эффектов можно достичь, привнося комическое. Смех в зале не устраняет чувства ужаса, но, давая отдушину, помогает ему углубиться. Никогда не бойтесь вызвать смех в зале. Этим вы не испортите, а, наоборот, усилите трагедию.

Оскар Уайльд (1854 – 1900), английский писатель

Прекрасно лишь то, что не имеет к нам касательства. Гекуба нам ничто, и как раз поэтому ее горести составляют столь благодарный материал для трагедии.

Оскар Уайльд

Все лучшие театральные репутации создаются при возобновлении «Гамлета».

Джордж Бернард Шоу (1856 – 1950), английский драматург

«Гамлет» – трагедия, которая показывает, к чему ведет попытка решить семейные проблемы сразу же после окончания колледжа.

Страница 5