Мусульманский этикет - стр. 13
Нормы этикета являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Отсюда важно не допускать в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Умение правильно вести себя способствует установлению и поддержанию деловых контактов, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Манеры поведения человека во многом отражают его внутреннюю культуру, нравственные и интеллектуальные качества.
В ходе многовековой истории развития международных отношений были выработаны правила общения, в основу которых легли главные принципы дипломатического протокола и этикета.
Для традиционных форм общения характерен свой этикет ведения диалога. Нередко выбор темы беседы, характер вопросов и ответов и даже их последовательность диктуется традицией. Чем больше социальная дистанция между партнерами, тем более ритуализовано общение. В каждой культуре существуют свои пропорции между формульной и свободной (или деловой) частью беседы, свои представления о продолжительности разговора. Иными словами, этническая специфика проявляется не столько в содержании беседы, сколько в способах ее построения, в ее «грамматике».
По степени ритуализации поведения выделяется несколько основных разновидностей этикета: повседневный, по случаю (окказиональный), праздничный и церемониал.
Повседневный этикет – наименее строгая разновидность этикета, допускающая варианты в выборе стиля поведения. Он наиболее восприимчив к различного рода инновациям и легко трансформируется под влиянием внешних условий. К числу стандартных этикетных ситуаций повседневного характера относятся знакомство, встреча, беседа, прощание, повседневное застолье. Для повседневного поведения важное значение имеют время и особенно место общения. Поэтому к перечисленным стандартным ситуациям следует отнести также общение на улице, на базаре, в транспорте, магазине, официальных учреждениях, на рабочем месте. К престижному, почитаемому занятию, например, исламская мораль относит торговлю, которую мыслители Средневековья рассматривали как род искусства. Успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума. Именно поэтому процесс покупки-продажи на восточном базаре – это небольшое представление, когда многократно завысивший цену на свой товар арабский купец пытается его расхваливать, а покупатель добивается снижения цены.