Мушка в паутине. Мир глазами феминистки XIX века
1
Цит. по: Riot-Sercey M. Histoire du feminisme. Paris, 2002. Р. 5.
2
Riot-Sercey M. Histoire du feminisme… Р. 6. В центре научных интересов Рио-Сарси лежали в первую очередь 1830–1840-е гг. Ее диссертация была посвящена Жанне Деруан (Deroin), Дезире Гей (Gay) и Эжен Нибойе (Niboyet). См.: Idem. Parcours de femmes dans l'apprentissage de la démocratie: Désirée Gay, Jeanne Deroin, Eugénie Niboyet, 1830–1870. Paris, 1990. См. также: Idem. La Démocratie àl'épreuve des femmes. Trois figures critiques du pouvoir, 1830–1848 [Désirée Véret, Eugénie Niboyet, Jeanne Deroin]. Paris, 1993.
3
См.: Бовыкин Д.Ю., Чудинов А.В. Французская революция. М., 2020. С. 208.
4
При том, что, собственно, сам К.-А. Сен-Симон ни о чем подобном в отношении женщин не писал. См.: Гладышев А.В. Миры К.-А. Сен-Симона. От Старого Порядка к Революции. Саратов, 2003; Его же. Миры К.-А. Сен-Симона. Между Наполеоном и Людовиком ХVIII. Саратов, 2014. Реже вспоминают тезис Сен-Симона, развитый потом в позитивизме Ш. Конта: «Мужчина и женщина – это общественный индивидуум».
5
Подробнее см.: Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной жизни ХIХ века. М., 1975.
6
П. Анфантен писал в октябре 1831 г. матери: «…это именно мы рождаем в муках женщину». См.: Oeuvres de Saint Simon et d'Enfantin. Paris: E. Dentu, E. Leroux, 1865–1878. T. XXVII. P. 191. Подробный анализ подходов различных представителей (мужчин) сен-симонистской школы к вопросу об эмансипации женщин см. в работе Марии-Терезии Бульчолу: Bulciolu M.T. L'école saint-simonienne et la femme. Pisa: Goliardica, 1980. См. также: Thibert M. Le féminisme dans le socialisme française de 1830 à 1850. Paris: Marcel Giard, 1926; Planté C. Les féministes saint-simoniennes. Possibilités et limites d'un mouvement féministe en France au lendemain de 1830 // Regards sur le Saint-Simonimse et les Saint-Simoniens / sous la dir. J.R. Derré. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1986. P. 73–102.
7
Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной жизни ХIХ века.
8
Charléty S. Histoire du Saint-Simonisme (1825–1864). Paris: Paul Hartman, 1931. Р. 80.
9
Démier F. Les saint-simoniensà la rencontre des ouvriers parisiens au tournant des années 1830 // L'actualité du saint-simonisme / sous la dir. P. Musso. Paris: Puf, 2004. P. 125–126.
10
Bazard S.-A. Religion saint-simonienne: Discussions morales, politiques et religieuses qui ont amené la séparation qui s'est effectuée, au mois de novembre 1831, dans le sein de la Société saint-simonienne. Première partie: Relations des hommes et des femmes, mariage, divorce. Paris: Imprimerie de Lachevardiere, 1832. П. Мюссо официальную причину расхождения Базара и Анфантена из-за вопроса об эмансипации женщин трактует более глубоко, как расхождение между двумя политико-теоретическими «линиями»: линией «военных страстей» Базара и линией «мирных путей» Анфантена – Шевалье, между линией конфликтности и линией всемирной ассоциации, между линией «коммунизма» и линией «коммуникации». Но по неофициальной версии причиной разрыва Анфантена и Базара стали не столько теоретические разногласия, сколько романтические отношения между женой Базара Клер и сен-симонистом Анри Маргереном (Margerin), а не исключено, что и с самим П. Анфантеном. Клер Базар, обращенная в сен-симонизм в марте 1830 г., уже через год стала «матерью» движения. См.: Musso P. La distinction saint-simonienne entre réseaux «matériels» et «spirituels» // Quaderni. 1999. № 39. Р. 73, 75.
11
Elhadad L. Femmes prénommées: les prolétaires saint-simoniennes rédactrices de La Femme libre 1832–1834 // Les Révoltes logiques. 1977. № 4. Р. 65.
12
Millard A. Félicien David et l'aventure saint-simonienne en Оrient. Paris, 2005. Р. 27.
13
О сен-симоновском понимании «артистов» см.: Гладышев А.В. «Артисты», «легисты» и «буржуа» (К.-А. Сен-Симон о творцах Французской революции) // Французский ежегодник. М., 2001.
14
О религиозной утопии сен-симонистов см.: Зенкин С.Н. Сен-симонистская религия: письма темных людей // Новое литературное обозрение. 1995. № 13; Zenkine S. L'utopie religieuse des saint-simoniens: le sémiotique et le sacré // Études Saint-Simoniennes. Littérature et idéologies / sous la dir. P. Régnier. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2002. P. 33–60.
15
Паола Феррута по этому поводу написала: «Сен-симонистская доктрина, основанная на любви и социальном мире, уходя в сторону метафизических спекуляций, заканчивает тем, что узаконивает внутренне авторитарную систему гражданских убеждений, тем самым отказываясь от подлинной солидарности с женщинами-представительницами движения. <…> Восточные поиски сен-симонистов, по-видимому, являются неотъемлемой частью фантазматической природы нарциссических идентификаций, определяющих групповую регрессию». См.: Ferruta P. L'utopie féministe saint-simonienne: perspectives de genre et vues architecturales autour de 1830 // Esercizi Filosofici. 2007. № 2. Р. 225–226.
16
С 1860 г. предместье Бельвиль официально войдет в состав Парижа.
17
Riot-Sarcey M. Femmes, défi des utopies // L'utopie en questions / sous la dir. M. Riot-Sarcey. Saint-Denis: Presses universitaires de Vincennes, 2001. P. 206.
18
Еще один из первых историков французского феминизма Леон Абансур подчеркивал, что феминизма – явление не вдруг выдуманное несколькими оригиналами времен Июльской монархии, а течение мысли, имеющие исторические корни. Он выделил три четко различающихся типа феминизма: 1) Литературный и христианский феминизм, связанный на протяжении XVIII века с первыми попытками интеллектуальной эмансипации, предпринятыми женщинами в средние века; 2) Буржуазный феминизм, берущий свое начало в требованиях Олимпи де Гуж и «Братских обществ»; 3) Сен-симонистский феминизм, основанный на метафизических и религиозных идеях. См.: Abensour L. Le féminisme sous la monarchie de Juillet. Les essais de réalisation et les résultats // Revue d'histoire moderne et contemporaine. 1911. T. 15. № 2. Р. 153.
19
Ш. Фурье прямо писал, что сторонники Анфантена «льстили женщинам, чтобы использовать их способности к интригам во имя религиозного раскола». Цит. по: Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной жизни ХIХ века. М., 1975.
20
Mallet S. Tribune des femmes: une éducation pour l'indé pen dance économique // Romantisme. 1980. № 28–29. Mille huit cent trente. Р. 204.
21
О роли сен-симонистов в становлении феминизма см.: Abensour L. Le féminisme sous la monarchie de Juillet. Les essais de réa lisation et les résultats // Revue d'histoire moderne et contemporaine. 1911. Т. 15. № 2. P. 153–176; Grogan S.K. French Socialism and Sexual Difference: Women and the New Society, 1803–1844. New York: St. Martin's Press, 1992.
22
Planté C. Les féministes saint-simoniennes. Possibilités et limites d'un mouvement féministe en France au lendemain de 1830 // Regards sur le Saint-Simonisme et les Saint-Simoniens / sous la dir. de J.R. Derré. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1986. P. 73–102.
23
La Femme libre. 1832. № 1. Р. 6–7.
24
Elhadad L. Femmes prénommées: les prolétaires saint-simoniennes rédactrices de La Femme libre 1832–1834 // Les Révoltes logiques. 1977. № 4. Р. 65–66.
25
La Femme nouvelle. 1832. № 6. Р. 45.
26
Ferrando S., Kolly B. Le premier journal féministe. L'écriture comme pratique politique. La Femme libre de Jeanne-Désirée et Marie-Reine // Quand les socialistes inventaient l'avenir. Presse, théories et expériences, 1825–1860. Paris, 2015. Р. 104.
27
С тридцать первым выпуском в апреле 1834 г. издание прекратится под влиянием закона о печати от 16 февраля и репрессий против ассоциаций, спровоцировавших в апреле беспорядки рабочих в Париже и Лионе. См.: Mallet S. Tribune des femmes: uneéducation pour l'indépendance économique // Romantisme. 1980. № 28–29. Mille huit cent trente. Р. 203. Писали феминистки и в такие сен-симонистские «мужские» издания как Globe. См.: Riot-Sarcey M. De la liberté des femmes. «Lettres de dames» au Globe (1831–1832), Paris: Сôté-femmes éditions, 1992.
28
О работе Сюзанны Вуалькен в La Femme libre см.: Veauvy C., Pisano L. Paroles oubliées. Les femmes et la construc tion de l'État-nation en France et en Italie 1789–1860. Paris: Armand Colin, 1997. Р. 31–35.
29
Voilquin S. Souvenirs d'une fille du peuple ou La Saint-Simonienne en Égypte. Paris: E. Sauzet, 1866. Р. 18.
30
Ibid. Р. 19.
31
Ibid. P. 20.
32
Ibid. Р. 53.
33
Ibid. Р. 68.
34
Ibid. P. 73.
35
Ibid. Р. VI.
36
Ibid. Р. 77.
37
Voilquin S. Souvenirs… Р. 78.
38
Ibid. Р. 79.
39
Ibid. Р. 79.
40
Ibid. Р. 80.
41
Ibid. Р. 81.
42
Ibid. Р. 82.
43
Armogathe D. Les Saint-Simoniens et la question feminine // Les Saint-Simoniens et l' Orient. Paris, 1990. P. 169. О тяге отца Сюзанны к «огню прогресса» достоверно ничего неизвестно, то он симпатизировал республиканцам, то был бонапартистом и едва не сошел с ума, будучи глубоко уязвлен падением Наполеона.
44
Voilquin S. Souvenirs… Р. 82.
45
Ibid. Р. 84. Сюзанна на склоне лет подробно опишет этот визит к Анфантену в присутствии ее мужа.
46
В Америке Эжен без участия Сюзанны оформит официальный развод. Искать счастья в Новом Свете весной 1833 г. уедет около дюжины сен-симонистов, включая супругов Маллар. Сюзанна опубликует в своих мемуарах некоторые письма ей из Америки Эжена и «сестры» Жюли. Весной 1833 г. в Париже идеями французских социалистов увлечется один из самых ревностных распространителей фурьеризма в США Альберт Брисбейн (Brisbane). Об усилиях фурьеристов в Америке см.: Guarneri C.J. The Utopian Alternative: Fourierism in Nineteenth century America. Ithaca, 1991; Sutton R.P. Communal Utopias and the American Experience. Westport, 2004; Авдеева М.А. Идеи Фурье в США // История социалистических учений. М., 1976.
47
Voilquin S. Souvenirs… Р. 83, 89.
48
Ibid. Р. 93.
49
Voilquin S. Souvenirs… Р. 95.
50
La Femme libre. 1832. № 2. Р. 3–4. В мемуарах она назовет свою первую статью «достаточно робкой». См.: Voilquin S. Souvenirs… Р. 95.