Размер шрифта
-
+

Мультимедийная журналистика - стр. 36

Из всего сказанного понятно, что третий этап предъявляет нам уже признаки рождения подлинно новых средств массовой коммуникации – владеющих новым, мультимедийным языком, апеллирующих к новым потребностям аудитории, создающих для нее «индивидуализированные медиа». Модель «сайт – копия бумажной версии» окончательно уходит в прошлое; наряду с традиционными форматами текста и статичной картинки (фотографии, иллюстрации) интернет-СМИ начинают предлагать посетителям видеоинформацию – как собственного производства, так и продукцию пользовательского контента; ищут новые способы продвижения (в том числе в мобильных приложениях и социальных сетях) и новые методы взаимодействия с активистами гражданских медиа – блогерами.

На конец 2008–2009 г. пришелся финансовый кризис, когда мир медиа испытал падение объемов рекламы, сокращение спонсорской поддержки, усложнение условий выживания на рынке. С этого времени можно говорить о начале четвертого этапа развития мультимедийной журналистики, который длится по настоящее время. Он характеризуется постоянными и динамичными изменениями в медиасреде, рождением новых технологий, приращением неожиданных жанров журналистского мастерства и необычных форматов взаимодействия с аудиторией. С момента, когда пишутся эти сроки, и до тех пор, пока книга не выйдет из печати, в сфере массовой информации и коммуникации наверняка произойдет еще много того, о чем сегодня мы даже не можем помыслить. Однако некоторые тренды развития мультимедийной журналистики начиная с 2009 г. мы все-таки можем обозначить.

Ньюсрумы лучших зарубежных мультимедийных изданий в это время стали напоминать, скорее, офисы крупнейших IT-гигантов, нежели редакции традиционных СМИ. Так, шведский таблоид «Aftonbladet», пользующийся огромной популярностью в стране и сделавший ставку на развитие онлайн-версии газеты, в первую очередь насыщает новостями свой сайт, используя самые современные форматы подачи информации и разнообразные мультимедийные технологии взаимодействия с аудиторией; печатная же версия издания сегодня исполняет, скорее, функцию «сопровождения» цифрового гиганта. Японская «Asahi Shim-bun», один из бесспорных лидеров мобильного контента на рынке, начавшая использовать сотовый телефон для доставки информации еще с 1999 г., использует стратегию минимальной стоимости услуг; это издание не только распространяет с помощью мобильных технологий самый разнообразный контент (новости, музыку, потоковое видео и т. д.), но и проводит разнообразные фотоконкурсы, предлагает оригинальные стратегии подписки на печатную версию газеты и проч. Американская «The New York Times», чей сайт считается едва ли не самым посещаемым из всех сайтов интернет-изданий, в это время соединяет редакции, занимающиеся печатными и онлайн-версиями, и создает информационный отдел «непрерывного цикла»; именно в этом издании зачастую появляются технологические новинки, становящиеся своего рода открытием в сфере журналистского мастерства – так, именно NYT удалось создать первый технологически и эстетически выверенный мультимедийный репортаж, который положил своеобразное начало формату лонгрида и целой эре «цифровых медийных историй». Эта же газета начала предлагать на своем сайте видеоигры как часть редакционных материалов и т. д. В британской «The Guardian» принципиальная ставка сделана на возможность личного участия потребителей информации в производстве информационного продукта, на создании пользовательского коммьюнити вокруг издания; кроме того, это издание считается одним из наиболее авторитетных в применении технологий журналистики данных – обработки огромных объемов информации, позволяющей визуализировать и наглядно представить процессы и тенденции современного мира. В разных странах мира процессы конвергенции и мультимедиатизации СМИ предъявляют нам различный, но одинаково интересный и ценный опыт становления новой медийной индустрии и новых форматов журналистского труда.

Страница 36