Размер шрифта
-
+

Мудрость йоги - стр. 25

Все, что мы воображаем, видим наяву или во сне, мы сознаем в пространстве. Это обычное, привычное всем пространство называется Махакаша, или большое пространство. Когда йог читает мысли других людей или видит сверхчувственные объекты, он воспринимает их в другом роде пространства, называемом Читтакаша– ментальное пространство. Когда восприятие становится беспредметным, и душа обнаруживается в своей собственной природе, пространство называется Чидакаша, или пространство знания. Когда Кундалини разбужена и входит в канал сушумны, все восприятия происходят в умственном пространстве. Когда она достигает верхнего конца канала, который открывается в мозг, восприятие становится беспредметным и происходит в пространстве знания.

Проводя аналогию с электричеством, мы находим, что человек может посылать ток только по проволоке, но природа не требует никаких проводов, чтобы посылать свои мощнейшие токи. Это показывает, что проволока на самом деле не нужна, но что только наше неумение обходиться без нее заставляет нас ее использовать. Подобным образом все ощущения и движения тела посылаются в мозг и от него через провода нервных волокон. Пучки чувствующих и движущих волокон в спинном мозгу на языке йоги называются ида и пингала. Они – главные пути, по которым движутся приносящие и передающие токи. Но почему не может мозг посылать сообщения или реагировать без какого-либо проводника? Мы видим, что в природе это делается. Йоги говорят, что если вы можете сделать это, вы освободились от оков материи. Но каким образом это достижимо? Если вы можете заставить ток проходить через сушумну, канал внутри позвоночного столба, вы разрешили эту задачу. Сознание создало эту сеть нервной системы, и оно же должно разорвать ее, чтобы исключить роль проводника как посредника. Только тогда мы достигнем знания всего и не будем больше в зависимости от тела. Вот почему так важно достигнуть управления сушумной. Йоги считают, что если вы можете посылать психические токи через этот канал помимо нервных волокон, действующих как провода, вы разрешили задачу, и они говорят также, что это вполне возможно.

Сушумна у обычных людей закрыта на нижнем конце; никаких действий в ней не происходит. Йога предлагает упражнения, посредством которых сушумна может быть открыта и нервные токи вынуждены будут проходить через нее.

Когда ощущение приносится к центру, центр реагирует. Эта реакция в случае если она имеет автоматический характер, имеет своим следствием движение; в случае же если она сознательна, за ней следует сначала восприятие и затем – движение. Любое восприятие есть реакция на действие извне. Но тогда как же возникают восприятия во сне, ведь при этом не бывает никакого действия извне? Движения, вызывающие ощущения, очевидно, находятся где-то в скрытом состоянии, подобно тому, как силы, производящие движения в теле, сосредоточены, как известно, в различных центрах. Например, я вижу город; представление об этом городе получилось у меня вследствие реакции на впечатления, принесенные от внешних предметов, составляющих город. Здесь произошло некоторое движение в частицах мозга, возбужденное движением в приносящих нервах, которые в свою очередь были приведены в движение внешними предметами города. Этот город я могу вспомнить даже спустя много лет после того, как побывал там, причем воспоминание о нем представит собой совершенно то же впечатление, только в более слабой форме. Откуда же берется действие, которое вызывает, хотя бы и в слабой форме, подобное колебание в мозгу? Конечно, не непосредственно от первоначальных впечатлений. Поэтому необходимо признать, что эти впечатления где-то находились в спящем состоянии и затем своим действием возбудили слабую реакцию, которую мы и называем сновидением. Центр, где эти остающиеся впечатления, так сказать, накапливаются, называется

Страница 25