Размер шрифта
-
+

Мудрость, спасающая души. Благодатные дары православной веры - стр. 14

Бог никогда нас не оставляет, Его оставляем мы. Если человек не живет духовно, то он не имеет права на Божественную помощь. Он имеет на нее право, живя духовно и находясь близ Бога.

Преподобный Паисий Святогорец
* * *

Без благодати душа подобна иссохшей земле.

Святитель Тихон Задонский

Благодать и свобода воли

Говорят: «Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и непросвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?» И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро… Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней.

Святитель Григорий Нисский

Роса Божия

Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше… Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными.

Священномученик Ириней Лионский
* * *

Благодать изливается на всех… но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, по справедливости должны самим себе приписывать вину за такое ослепление. …Благодать готова и ищет, кто бы принял ее с усердием.

Святитель Иоанн Златоуст

Два вида благодати

По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать как внутреннюю божественную силу… Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на апостолов как истина (1 Ин. 5:6; Ин. 5:26; 16:13), как сила (Деян. 1:8) и как утешение (Ин. 14:16, 26; 15:26; 16:7) или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства Крещения и Миропомазания для возрождения.

Как возрождающая божественная сила она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из святых отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце.

Страница 14