Мозырь и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 2
Мне показалось не интересным писать просто о холокосте. Во время холокоста евреи умирали. Но как они жили, чем могли гордиться, какой смысл придавали своей жизни? Мне захотелось написать не только о смерти этих людей (не как отдельных личностей, а о народе как о чем-то целостном, однако состоящем из индивидов), но и об их жизни, даже прежде всего о жизни, в которой была смерть, не просто смерть, а смерть массовая, ужасная, трудно передаваемая словами. О жизни людей, принадлежащих к народу, который имеет много значимого в его прошлом и настоящем. В то же время даже при наличии в истории подобной смерти, еврейский народ сумел остаться народом и продемонстрировать свою выживаемость (несмотря на огромные потери во время холокоста), способность к продолжению своих национальных традиций, волю к свободе и природную настойчивость.
Смерь и жизнь идут рядом другом, они не отделимы друг от друга, смерти не бывает без жизни. Чтобы лучше понять народ, недостаточно знать истории его смертей, пусть даже самые выдающиеся истории. Поэтому я и решила, что будет интересно написать о холокосте не изолированно, а в комплексе, раскрыв наряду с темой холокоста другие еврейские темы, касающиеся еврейской истории, еврейских традиций, чаяний, проблем, жизни евреев – и как народа, и как отдельных людей-евреев – известных и обычных, до и после холокоста в отдельно взятом городе Беларуси.
В моей книге отсутствуют принципиально новые данные. Но я маркетолог и знаю, что новое – не обязательно нечто радикально инновационное. Новое – это, в том числе, когда что-то по-новому представлено, или находится в новом окружении, иначе структурировано. Например, написать о холокосте – одно. А написать о холокосте плюс об иных аспектах, касающихся евреев – другое, другие впечатления и чувства, ведь евреи жили, живут и продолжают жить на мозырской земле (иногда, правда, только в мыслях), решают важные для них проблемы, занимаются полезными делами и хранят память. Это дорогого стоит.
При этом я при освещении конкретных вопросов использовала разные источники ради обеспечения большей полноты и многогранности раскрытия вопросов, подбирала и структурировала материал, вкладывала какие-то свои соображения, делала рерайт, чтобы не допустить плагиата, подыскивала фотоматериалы. Не все так просто. Я стремилась к обеспечению комплексного раскрытия заявленной темы. Если, к примеру, кого-то интересует тема «Мозырь и евреи», ему не надо «путешествовать» по интернету, все «в одной книге». Я искренне хотела подготовить интересную, полезную и познавательную книгу. Надеюсь, у меня это вышло.