Мозырь и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 17
Niemand knetet uns wieder aus Erde und Lehm, niemand bespricht unsern Staub…, Paul Celan [32]:
«Никто не вылепит нас вновь из земли и глины…» А переводят обычно: «Никто не вылепит, никто не заговорит наш прах». Именно эти стихи одного из великих поэтов XX века, именно это невольное, но в корне меняющее смысл смещение при переводе, просто при попытке понять, пожалуй, точнее всего могут объяснить поздние натюрморты Ильи Табенкина, их затягивающую, гипнотическую пустотность: невозможно подойти просто, наспех перебегая по выставочному пространству от одной работы к другой».
Илья Табенкин занимался не опосредованным, а прямым раскрытием натюрмортной семантики как отражения универсума. Разработкой подобного рода занимались также Вейсберг (друг Ильи Табенкина) и Краснопевцев. Начало данной разработке было положено в 1920-х годах ХХ столетия, примером могут служить произведения Джорджо Моранди. Есть что-то у Табенкина и от сезаннистских работ, подвергнутых тщательному переосмыслению. И конечно, на натюрмортные произведения Ильи Львовича оказали влияние графика и живопись его учителя – М. К. Соколова.
3.3 О начале нового пути и обретении инновационного стиля. О запоздалом признании художника Ильи Табенкина
Табенкин Илья «Без названия» 1970-е Холст, масло 58,5х69,5 Фото из источника в списке литературы [35]
О начале нового пути и обретении инновационного стиля
Илье Львовичу уже было далеко за пятьдесят, когда он решил сойти со своего накатанного художественного пути, перейдя к чему- то совершенно новому и яркому. Абстрактность его уникальных для российского искусства натюрмортов не каждому была понятна. Не все художники и искусствоведы ее восприняли позитивно.
Его натюрмортные произведения были новаторскими, но не относились к разряду творчески прорывных. Они в чем-то созвучны работам Дж. Моранди и Ф. Сурбарана. На их рождение, похоже, оказали влияние работы В. Вейсберга, Р. Фалька и П. Кузнецова. Некоторым его современникам они напоминали даже архитектурные эскизы. И все-таки они были инновационными и особенными. А новое слишком часто принимается в штыки. Для предложения нового требуется большая смелость.
Натюрмортные произведения Ильи Львовича были позитивно оценены В. Попковым, рассматривавшим их с позиций радикальных проявлений «сурового стиля».
О запоздалом признании художника Ильи Табенкина
Фото из источника в списке литературы [36]
Своего настоящего, полного признания художник не увидел. Оно пришло к нему после его ухода из жизни в 1988-м году. Однако он всегда верил, что его признают, говоря своему сыну Льву Ильичу: «Все после смерти». В 1988-м году эксперты Sotheby`s занимались отбором работ для участия в широко известном аукционе русского искусства в г. Москве. Отбор пал именно на работы Ильи Табенкина.