Мозаика своими руками - стр. 6
Ломоносов разработал свою собственную технику мозаики. За 15 лет он создал портреты многих выдающихся людей России – Петра I, Александра Невского, Елизаветы Петровны, грандиозную картину «Полтавская битва». После смерти ученого развитие мозаики прервалось практически на целый век.
В XIX в. была открыта мозаичная мастерская Императорской академии художеств для создания мозаичных икон для Исаакиевского собора. Художники были посланы на учебу в Италию. В Россию пригласили химиков ватиканских мастерских братьев Бонафеде, которые наладили производство более 17 000 различных по окраске видов смальты. Потом многие страны закупали в России коллекции этого материала.
На Урале также начали развиваться мозаичные мастерские, которые продолжили традиции флорентийской мозаики, причем для ее изготовления они применяют не только драгоценные камни и мрамор, но и полудрагоценные камни, такие как малахит, лазурит.
В 1890 г. открылась частная мастерская Фроловых для развития мозаики в области монументальной архитектуры, которую курировала Академия художеств. В дореволюционный период было выполнено практически все внутреннее и внешнее (что было впервые) мозаичное декорирование храма Спаса на Крови. Кроме того, эта мастерская занималось созданием убранства многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы.
Мастерская работала совместно со многими выдающимися художниками и архитекторами того времени – В. М. Васнецовым, Л. Н. Бенуа, Н. К. Рерихом, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и др.
В послереволюционные годы мозаичные полотна отображают революционные сюжеты. В 1930-е гг. работа в мастерской Флоровых возобновляется уже под руководством президента Академии художеств СССР И. И. Бродского. Мастерская изготавливает полотна для театра им. В. Э. Мейерхольда, герб для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже, создает мозаики для метрополитена Москвы. Привлекают к работе многих советских художников. В 1950–1960-е гг. выполняют мозаики для Ленинградского метрополитена. В 1990-е гг. вновь начинают делать мозаики для церквей и часовен.
В настоящее время в стране существует много мастерских, которые выполняют заказы как для государства, так и для частных лиц.
Глава 2
Материалы и инструменты для мозаики
Материалы для мозаики, как мы упоминали выше, могут быть самыми разнообразными. Традиционными для изготовления изделий этого вида декоративно-прикладного искусства являются природный и искусственный камень, керамическая плитка, стекло, смальта. Из нетрадиционный для выкладывания мозаики можно применять любые подручные материалы – кусочки зеркала, плиток, бисер, дерево, кожу, пуговицы, яичную скорлупу, паззлы, крышки от бутылок, зубочистки и гвозди.