Мозаика из крупы и семян - стр. 4
Литературные источники сообщают об одном очень своеобразном и, наверное, единственном в своем роде эпизоде использования мозаики на корабле. Древние авторы свидетельствуют, что тиран Сиракуз Гиерон велел украсить мозаичной живописью свой роскошный корабль. В качестве сюжетов были использованы описания бесчисленных сцен из поэмы Гомера «Илиада». Как указывают источники, над созданием мозаики на корабле трудились художники и мастера мозаики числом не менее 360 человек.
Постепенно гальку теснили кубики из различных видов мрамора и другого природного камня, которые обогащали цветовую гамму мозаик.
Римская мозаика
Довольно часто мозаику называют римским искусством, потому что в Италии и бывших провинциях Римской империи было найдено множество мозаичных произведений. Как сообщает одно издание по истории мозаики: «Сотни образцов мозаичных полов, относящихся к эпохе Древнего Рима, можно встретить повсюду: от севера Британии до Ливии, от Атлантического побережья до Сирийской пустыни». Следы мозаики служили свидетельством того, что в данной местности побывали римляне. Этот вид искусства был самым тесным образом связан с распространением римской культуры.
Римляне познакомились с греческой мозаикой во II в. до н. э. Особенно широкое развитие это знакомство получило во времена победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа.
Мозаика в качестве элемента убранства присутствовала в доме римлянина в больших количествах. Ею покрывали полы и стены частных домов и вилл, дворцов, терм, общественных сооружений. В эпоху поздней Римской империи мозаикой в основном отделывали пол, предпочитая украшать стены фресками.
Римские мозаики складывались из мелких кубиков природного камня и цветного стекла. Нередко рисунок дополнялся мелкими камешками и галькой. Археологи обнаружили в городе Помпеи мозаичную картину «Битва при Иссе», которая изображала последний момент битвы Александра Македонского и царя Персии Дария. На изготовление картины пошло не менее 1,5 млн кубиков из естественных горных пород 4 цветов: черного, белого, желтого и красного. Мозаика считается копией с живописного оригинала, который, по некоторым версиям, был написан греческим художником Филоксеном из Эритреи – современником Александра.
Развалины Помпеи сохранили еще не одну интересную мозаику.
Прекрасный мозаичный пол столовой одного из домов был выложен геометрическим и растительным орнаментами, составленными из кусочков цветного мрамора и стеклянной смальты красного, зеленого, синего, золотисто-желтого и белого цветов. По всей вероятности, хозяин дома очень высоко ценил это прекрасное творение и предохранял его от повреждений. Мозаика была прикрыта свинцовым листом, который защитил ее от разрушительных сил при извержении вулкана. В Помпеях обнаружили мозаики с жанровой тематикой, на которых изображены группы странствующих музыкантов или актеров во время репетиции перед выходом на сцену.