Размер шрифта
-
+

Мозаика из крупы и семян - стр. 11

Для производства материала при Академии художеств была образована специальная мозаична я мастерская, которая в числе прочих использовала и рецептуру изготовления смальты, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, художественное производство смальты было поставлено на поток. Благодаря этому искусство мозаики в России получило достаточно динамичное развитие, обрело свой академический стиль. В частности, храм Воскресения Христова, известный как храм Спаса на Крови, является крупнейшим в Европе произведением мозаичного искусства. В то же время он – несомненно, ярчайший в мире образец сочетания мозаики и архитектуры.

На Всемирной Парижской ярмарке, которая состоялась в 1911 г., были представлены интереснейшие изделия российских мастеров. Они при изготовлении мозаик использовали широкую палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена сочностью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, которые применялись при изготовлении объемных ваз. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаики существовали и продолжали свое развитие вплоть до настоящего времени. В ходе объективных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который принято называть традиционной классической мозаикой. Это универсальный обобщенный способ модульной кладки. Он способен варьироваться в зависимости от целей и приоритетов тех или иных художественных школ. Принцип называется классическим в силу своей собирательности и нацеленности на имеющиеся в истории искусств типичные образцы традиционного мозаичного творчества. Отдельные личные аранжировки основополагающих положений модульной мозаики не меняют главного принципа. Они без особых затруднений вписываются в общее название классической мозаики. Современная мозаика как вид искусства по-прежнему элитарна. Она способна удовлетворить запросы как материального, так и духовного характера. Многообразие современных материалов предоставило мастерам возможность широкого выбора техник и стилей при изготовлении мозаик (рис. 5).


>Рисунок 5. Фрагмент классической мозаики

Мозаичные панно и мозаика о интерьере


История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно-прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности. Итальянский художник XV в. Доменико Гирландайо назвал мозаику «вечной живописью». Мозаика порой сохранилась там, где разрушился даже камень.

Страница 11