Мой Пушкин - стр. 14
Одними из наиболее известных в мире работ Франсуа Жюно являются механические имитации Леонардо да Винчи и Александра Сергеевича Пушкина. На создание механического Пушкина у швейцарского мастера ушло семь лет и более трёх тысяч шестисот деталей. Мастер не только «помог» механической копии поэта имитировать большинство человеческих движений, но и «научил» её писать стихи. Кукла может воспроизвести на бумаге около 1500 стихотворений и – более того… способна подписать их «пушкинским» автографом!
Эта история имела продолжение. После того, как я узнал о механическом Пушкине, я написал письмо господину Франсуа Жюно с просьбой прислать мне материалы об истории создания швейцарского механического Пушкина, точного, как швейцарские часы, и умеющего подписываться под стихами подлинной копией его подписи. Вскоре пришёл ответ от мастера Жюно, завязалась переписка. Господин Франсуа сообщил мне однажды: «Доброе утро, Эльдар! Вы можете посмотреть видео на YouTube, канал Франсуа Жюно, на этой платформе есть несколько фильмов. Кроме того, у меня есть книга, которую я мог бы отсканировать для вас».
От предложения мастера Франсуа я не отказался. Заодно вкратце ознакомил его со своими предыдущими книгами и удостоился его высокой оценки.
Пушкин швейцарского мастера потрясающе похож на оригинал: макет головы делался вначале из глины, затем была отлита гипсовая форма, а по ней, с помощью формовочного гипса был вылеплен оригинал. Жюно следует методам минувших эпох, работая только со старинными натуральными материалами, соответствующих идее самого автомата, популярной двести и триста лет назад. Глаза у андроидов из стекла, а веки – из кожи ягнёнка. После того, как голова механизма готова, в дело вступают декораторы, портные и кутюрье. Столиком Пушкина занимались мастера краснодеревщики и позолотчики. Профессиональный модельер исторической одежды работала над костюмом пушкинского времени: бархатный сюртук, вышитая золотом жилетка, шелковая рубашка с перламутровыми пуговицами, и, наконец, трость и цилиндр!
Для Франсуа Жюно дорога театральность образов его андроидов, он убеждён в том, что только внешне красивый автомат может прекрасно функционировать. Вершиной мастерства Жюно считает умение заставлять механизмы двигаться так же, как двигаются живые люди, и признаётся, что движения Пушкина – шедевр для самого мастера, чудо, которое состоялось, вероятно, не без влияния и благосклонности небес…
Движения первого в мире автомата-андроида «Пушкин» определяет бог-изобретатель по имени «Случай», удивляющий иногда и самого создателя уникального механизма Франсуа Жюно – часовщика и скульптора из швейцарского Сент-Круа, человека, способного на невероятное сочетание точной механики с поэзией! Дело в том, что движение пера механической копии поэта случайны, и предугадать их невозможно. Изящный письменный столик из орехового и эбенового деревьев, на котором пишет андроид по имени «Пушкин», – живой свидетель возникновения чуда, когда на обычном листке бумаги механическая рука выводит знакомые с детства всем российским школьникам рисунки, строки и подписи. Андроид, способный делать произвольные движения и создавать случайные рисунки и тексты был создан мастером для американского клиента. Жюно – создатель системы для автоматов с нетрадиционной механикой. Однажды клиент спросил его: может ли его автомат нечто неподвластное расчётам? И Франсуа добился того, что стал создателем механизма, способного творить нечто непредсказуемое! В течение семи лет мастер Жюно довёл до совершенства плод своего труда: наделил своё детище полной свободой творчества! Его механический Пушкин – первый в мире андроид, которым управляет Господин Случай! Пушкин из Швейцарии обладает запасом слов, достаточным для того, чтобы сложить из них в произвольном порядке 1458 различных стихотворений, каждое из которых по форме напоминает японские хайку. Мастер признаётся в том, что идея механизма, движения которого определяются абсолютно случайно, не давала ему покоя многие годы. Механизмы швейцарских часов всегда отличались строжайшей точностью и потому не годятся для использования в данном конкретном случае. И однажды мастера осенило: принцип «русской рулетки»! Так называлось испытание судьбы и собственного духа в определенных дворянских кругах русского общества 19 века, когда вращение барабана револьвера и выстрел решали исход «русской рулетки»: окажется ли выстрел холостым либо вращение револьверного барабана остановится на боевом патроне и выстрел окажется смертельным. Кстати, всё это сложилось в ассоциацию с трагической гибелью великого русского поэта! В этой связи шкатулка с аксессуарами – ключами, пером и запасными частями была сделана в форме, напоминающей специальный фанерованный орехом