Размер шрифта
-
+

Москва: от центра до окраин. Административные округа Москвы - стр. 27


С 1990-х гг. в отечественном обществе оживились разговоры о возможности и целесообразности захоронения тела (мумии) В.И. Ульянова-Ленина. Решить этот вопрос не просто, учитывая разные его аспекты. Во-первых, сам Ленин не высказывал никаких пожеланий о своем захоронении; будучи убежденным атеистом, он не думал о соблюдении христианского или какого другого религиозного похоронного ритуала. Тещу Ленина кремировали, всех его родных захоронили в землю. При жизни Ленина начали хоронить особо заслуженных революционеров у Кремлевской стены, он против этого не возражал (например, в 1919 г. здесь появилась могила Я.М. Свердлова). Передаваемые из уст в уста слухи о том, что Ленин хотел быть похороненным в Петербурге, рядом с могилой его матери, документально не подтверждены. Вдова Ленина, Н.К. Крупская, убежденная атеистка, не особо приветствовала, но и не запретила бальзамирование тела Ленина и хранение мумии в Мавзолее. Скорее всего, Ленин думал, что его могила будет у Кремлевской стены, рядом с захоронением Я.М. Свердлова (их статус был сравнимым). Во-вторых, на Красной площади у Кремлевской стены постепенно был создан коммунистический Пантеон с захоронениями в могилах и в стене останков кремированных значительных отечественных, а иногда и иностранных коммунистов. С 1990-х гг. стало ясно, что коммунистическая идеология чуть ли не исчерпала себя, уже не является основной для подавляющего числа россиян, быть коммунистом стало не выгодно, не перспективно.


Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери


Вот почему Пантеон коммунистов и Мавзолей у Кремлевской стены уже не являются национальной святыней, а остаются только мемориальным местом, в первую очередь, для коммунистов. В-третьих, на Красной площади стали проводить парады, демонстрации, увеселительные (а в последние годы и коммерческие, прибыльные с позиции получения денег) мероприятия с музыкой, песнями, танцами, прочей веселой атрибутикой; рядом с могилами и захоронениями подобные акции недопустимы. Еще в 1953 г., сразу после смерти И.В. Сталина, было принято и опубликовано совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целесообразности со временем переноса захоронений коммунистов и Мавзолея с Красной площади и сооружения в другом месте монументального здания – Пантеона, куда предполагалось перенести саркофаг с телом Ленина и саркофаг с телом Сталина, останки и могилы других коммунистов, продолжить в нем захоронение особо отличившихся коммунистов. У лидеров социалистической страны хватило ума принять такое постановление и не отменять его, хотя его реализация затянулась. В-четвертых, сохранение мумии Ленина имеет научно-практическую ценность. Целый институт – Лаборатория биологических структур – обеспечивает сохранение тела Ленина в надлежащем состоянии, этой работой делает себе рекламу, с успехом продолжая много лет столь деликатное дело. Эта лаборатория получает из-за рубежа заказы на бальзамирование тел усопших и получает за выполнение каждого заказа миллионы долларов. Лаборатория, например, бальзамировала тело вьетнамского вождя Хо Ши Мина, некоторых других важных персон. При этом нужно учитывать не только коммерческую, но и научную значимость сохранения мумии Ленина. В отечественной практике есть разные примеры сохранения мумий, этот опыт имеет долгую историю, причем не только на территории собственно России. Так, в Виннице находится усыпальница с набальзамированным телом выдающегося русского хирурга и общественного деятеля Н.И. Пирогова (1810–1881). В районе озера Иссык-Куль захоронено в саркофаге тело выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского (1839–1888). В Прибалтике захоронен герой Отечественной войны 1812 г. князь, русский генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли (1761–1818). Говорить о том, что во благо России нужно непременно срочно спешить захоронить в землю тело атеиста Ленина по христианским правилам вряд ли верно. Нужно помнить и то, что пока есть люди, для которых Ленин очень дорог; но скоро таких людей почти уже не будет. В-пятых, Мавзолей Ленина – по форме зиккурат – никак не вписывается в русские архитектурно-художественнные формы Красной площади, хотя сам по себе как архитектурный памятник он представляет архитектурную ценность. Если уже взяли курс на восстановление исторического облика Красной площади (восстановили Казанский собор, Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Божией Матери), нужно продолжить это дело, в том числе перенести отсюда Мавзолей и захоронения коммунистов в другое более подходящее место – например, в Подмосковье, в Горки – в советский период Горки Ленинские – в Ленинском районе Московской области, где был создан в советский период комплекс филиала бывшего Центрального музея В.И. Ленина, было возведено помпезное здание (по А.Г. Латышеву, 1996). Учитывая все это, до сих пор совсем не так просто решить вопрос, что делать с Мавзолеем на Красной площади и мумией Ленина, о котором мы еще всю правду не знаем.

Страница 27