Москва. История районов - стр. 54
Центром слободы являлась церковь Николы Чудотворца, «что в Щепах», каменное здание которой (1-й Смоленский пер, 20) было построено в 1686 г. «по челобитью дворцовых помясов, и хлебников, и сторожей».
Пресненский
Колокольня церкви Большое Вознесение
Название этому району дала небольшая речка Пресня, ныне заключенная по большей части в трубу и являющаяся левым притоком Москвы-реки.
В районе между современными Воздвиженкой и Большой Никитской, там, где находятся Большой, Малый, Средний и Нижний Кисловские переулки, в XVII в. располагались Кисловские слободы, в которых проживали кислошники, приготовлявшие для нужд дворца капусту, различного рода соленья, квасы. Строго говоря, слобод здесь насчитывалось две – патриаршая и дворцовая. В конце XVII в. тут было 124 двора. Рядом располагалась Калашная слобода, где жили пекари – калашники. Память о ней сохранилась до сих пор в названии Калашного переулка.
Современный Вознесенский переулок между Большой Никитской и Тверской улицами в Средневековье примерно посредине разделялся оврагом, где протекал ручей. Та его часть, что находилась ближе к Тверской улице, именовалась Новгородским переулком, по Новгородской слободе, населенной выходцами из Новгорода.
Церковь Малое Вознесение
Уже вскоре после присоединения Новгорода значительная группа новгородских купцов была переселена в центральные районы страны. В 1488 г. «новгородцев торговых людей много» было посажено на житье «по всем городам московским». Особенно крупное переселение было произведено при Иване IV, боровшемся с новгородским сепаратизмом: в 1569 г. в Москву поехало 145 семей новгородцев, а в октябре 1571 г. из земской половины Новгорода – «гости веденные 40 семей», а из опричной – 60 человек с детьми.
Центром этого поселения являлась Вознесенская церковь (так называемого Малого Вознесения, названная так после постройки у Никитских ворот значительного большего по размерам храма, также во имя Вознесения), которая впервые упоминается в 1548 г. В 1653 г. в слободе значилось 333 двора.
Церковь Большое Вознесение. Современный вид
Церковь Большое Вознесение в XIX в.
Хлыновский тупик, между нынешними Вознесенским и Леонтьевским переулками, напоминает о существовавшем здесь селе Хлыново и стоявшей тут церкви Св. Николая, «что в Хлынове». По высказанному в литературе мнению, название этого храма обязано тому, что в церкви некоторое время (с 1552 по 1556 г.) находился образ Николы Великорецкого, принесенный из города Хлынова, как ранее именовалась Вятка. Однако позднее историкам стало известно летописное известие об основании этой церкви в 1514 г.: «Князь великий Василей другую церковь камену заложил Благовещение святей Богородицы за Неглимною на Старом Хлынове». Она была закончена строительством и освящена через два года. Указание летописца на «Старое Хлыново» со всей очевидностью говорит, что поселение на этом месте существовало гораздо раньше начала XVI в. Действительно, в источниках село Хлыново впервые упоминается в обводной грамоте XV в. земель села Большого Кудрина. Последние исследования историков показали, что помимо Хлынова на Вятке в XIV–XV вв. существовал другой город Хлынов – на реке Ветлуге. Во время феодальной войны он был разорен, и основная масса его жителей вынуждена была перебраться севернее – на Вятку, где основала одноименный город. Часть жителей бежала в Москву и Тверь, где также образовала небольшие поселения с этими же названиями.