Размер шрифта
-
+

Москва. История районов - стр. 32

События «Смутного времени» нанесли серьезный ущерб Кремлю. Сразу после освобождения в 1612 г. он представлял печальную картину: все кремлевские палаты и хоромы стояли без кровель, полов и крылец, без окончин и дверей, расхищенных интервентами для отопления своих жилищ. «Государева казна» была расхищена. Но постепенно он восстанавливается вновь. К приезду нового царя Михаила Романова постарались по возможности привести в пристойный вид хотя бы царский дворец, но из-за нехватки денег все делалось «на скорую руку». Наскоро отремонтировали и кремлевские укрепления. Лишь с середины 20-х г. XVII в. возобновляется новое строительство. В 1624 г. Баженом Огурцовым к столпу Ивана Великого и Петроковской звоннице с севера была пристроена так называемая Филаретовская пристройка (инициатором ее возведения был патриарх Филарет), увенчанная своеобразным шатровым верхом. Она предназначалась для четырех самых больших (из тридцати трех) колоколов Ивана Великого.

В XVII в. Кремль уже утрачивает оборонное значение. Внутренние укрепления, защищавшие лишь небольшую центральную часть, в таком большом городе, как Москва, потеряли смысл, и Кремль постепенно превращается в обширный и величественный дворцовый комплекс. Кремлевские стены и рвы уже не рассматривались в качестве военно-оборонительных сооружений. Во рву не было воды. Близ Спасской башни были устроены житницы. Часть рва около Неглинной была превращена в небольшой зверинец, где содержались звери, присылавшиеся в качестве подарка царям от иностранных государей. По Росписному списку Москвы 1638 г. в Кремле насчитывалось 44 двора, из которых 30 принадлежало дворянам, а духовенству – 14.

Утрата оборонительного значения Кремля не замедлила сказаться на его внешнем облике. Первый государь из династии Романовых велел построить для своего наследника царевича Алексея «в своем дворе палату, зело пречудную». Речь идет о трех верхних ярусах ныне существующего пятиярусного Теремного дворца. Два нижних яруса были воздвигнуты еще при Иване III, а верхние сооружены зодчими Баженом Огурцовым, Ларионом Ушаковым и Трефилом Шарутиным при общем руководстве Антипа Константинова в 1635–1636 гг. Передняя площадка Теремов ограждена изумительной работы «Золотой решеткой».

В 40-е г. XVII в. вновь расписывают Успенский собор (почти все более ранние фрески были сбиты). О размахе работ свидетельствует факт, что в 1642–1643 гг. здесь одновременно работало более сотни мастеров. Позднее, в 1652–1666 гг., новую роспись получил и Архангельский собор. В числе художников упоминаются Федор Зубов и знаменитый Симон Ушаков.

Страница 32