Москва. Автобиография - стр. 104
Московские слободы, 1640-е годы
Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, Михаил Тихомиров
Источники времен царствования Михаила лишь вскользь упоминают о восстановлении и расширении Москвы в его правление, поскольку в эту пору всех куда больше занимали внешнеполитические события и вопросы государственного устройства. Тем не менее известно, что в 1624 году над кремлевскими Фроловскими (Спасскими) воротами была возведена шестигранная башня, на которой установили часы. В Успенском соборе восстановили своды и поврежденные в Смутное время фрески. В книге об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича говорится:
По учинении сметы, поданной государю за руками иконописцев Ивана Паисена с товарищами, оказалось, что если собрано будет государевым изволением знаменщиков и иконописцев шестьдесят человек, то всю соборную церковь уповательно можно подписать в два лета. По приготовлению красок и всего материала, потребного к сему делу, начали левкас делать из старой извести, которую возили из Ростова. В привозе оной значится 200 бочек, ценою каждая по 50 коп., и притом за провоз 50 же. Оную же известь в левкас претворяли следующим образом: смешав с водою, цедили в 20 творил через решето, в творилах гребками мешали и из Москвы-реки воду в определенные часы переменяли; емжуг же, или сор с пеною с извести снимали и потом оную со льном сбивали; а лен приуготовляли так: оный на мельницах терли и выбирали из него кострицу, а потом сушили в ведренное и теплое время на шестах, а в ненастное время нарочно избы топили, иссуша, вили веревки и, изрезав их, в творилах же, с известью мешали; таким образом приуготовив левкас, снимали со стен старое иконное письмо на бумажные листы; потом старый левкас сбивали и, где оказывались сверху на сводах трещины, заливали их вареной смолою. Очистив стены, набивали оные для укрепления нового левкаса гвоздями, где же гвозди в стену не входили, то навертывали нарочно сделанными пробоями, а потом левкасили вновь стены и, чтобы гладок был левкас, потирали оный ветошками. Учредив все таким образом, писали иконописцы на стенах без свеч, а по необходимости и при свечах, против снятых старого письма рисунков, растворяя краски на яйце да на пшеничной вареной воде, в киноварь же и сурик-масло, а в бакан и ярь-нефть и скипидар клали, золотили же только на олифе, и оное стенное письмо покрывали олифою же. Ревностно продолжая сим порядком свой труд, окончили иконное писание в 1644 году.