Размер шрифта
-
+

Московский Кремль - стр. 4

XIV столетие в жизни Русского государства характеризуется не только дальнейшим усилением могущества Москвы, но и нарастанием угрозы со стороны татарских ханов. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Донской в 1367 г. отдал приказ начать возведение стен и башен Кремля из белого камня. По всей Москве появилось множество белокаменных церквей; в 1358 г. впервые упоминается Чудов монастырь; выросли новые княжеские палаты. В 1390 г. был выстроен Вознесенский монастырь. После этого за Москвой прочно закрепились названия «белокаменная» и «град сорока сороков церквей».



И. Глазунов. Дмитрий Донской


Строительство нового Кремля было еще далеко от завершения, а Москве уже всерьез угрожало новое нашествие татар, раздраженных явным пренебрежением Дмитрия Донского к своей власти. Между Москвой и Ордой началось открытое противостояние, которое в 1380 г. завершилось Куликовской битвой, ставшей поворотным моментом в истории и Московского княжества, и всего Русского государства. В этом сражении хан Мамай был наголову разгромлен полками московского князя, и с этого времени началось постепенное освобождение Руси от многовекового ига татар. На Москву русские люди стали смотреть как на свою освободительницу. Правда, после Куликовской битвы прошло всего два года, и в 1382 г. хан Тохтамыш с помощью истинно восточного коварства проник в Москву, разграбил и сжег город, а его жителей увел в полон. И все же начало освобождению Руси было положено.

В конце XV столетия окончательно сложилось централизованное Русское государство. Во время правления московского князя Ивана III Москва настолько возвысилась над прочими городами Древней Руси, что стала не только духовным центром всей Руси, где находилась кафедра митрополита в Успенском соборе Кремля, но и столицей всех объединенных русских княжеств. У государства появился свой герб – древний двуглавый византийский орел. Тогда же пришел конец и многовековому игу Золотой Орды.

Старинный Кремль уже не мог удовлетворить все возраставшие запросы крепнущего государства и соответствовать размещенному в нем двору великого князя всея Руси. В Кремле началось небывалое строительство. По приглашению князя в столицу прибыли лучшие итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и многие другие. Они работали в постоянном контакте с местными русскими мастерами и вынуждены были принимать во внимание не только своеобразные местные условия строительства, но и впитывать оригинальные традиции русского зодчества. Потому можно утверждать, что творения итальянских архитекторов превратились в исполненные духа русской культуры произведения искусства. Думается, что приезд прославленных иностранных зодчих был не случаен, поскольку именно в эпоху итальянского Возрождения Европа наконец заметила на своих границах мощное государство – Россию – и его столицу Москву.

Страница 4