Московские общины сестер милосердия в XIX – начале ХХ века - стр. 34
Непосредственное заведование делами Павловской общины устав возлагал на Совет, заседавший не реже двух раз в месяц[224]. В состав Совета общины входили ее почетные попечители, старшая сестра и ее помощница, 12 избиравшихся на четыре года представителей от почетных и действительных членов. Выборы новых членов устраивались таким образом, что состав Совета обновлялся ежегодно[225]. Совет избирал из своей среды председателя, его товарища и казначея[226].
Совет общины решал вопросы по сбору и расходованию средств, заключению различных договоров от имени общины, оформлению годичных смет и отчетов, составлял должностные инструкции для всех служащих, а также назначал и увольнял последних. На нем же лежал ближайший надзор за всеми учреждениями общины[227]. Деятельностью сестер милосердия Совет управлял через старшую сестру, избиравшуюся бессрочно самими сестрами из своей среды[228].
Совет общины предоставлял отчеты на утверждение общего собрания членов, на котором с правом голоса присутствовали почетные попечители, почетные и действительные члены. Члены-благотворители имели только совещательный голос. Общие собрания созывались, как правило, раз в год для подведения итогов деятельности общины и обсуждения планов на будущее.
Схема 6. Управление Павловской общиной сестер милосердия
Здесь же избирались почетные попечители, почетные и действительные члены (кроме сестер милосердия). В случае возникновения неотложных вопросов могли созываться и чрезвычайные собрания[229].
Московская Владычне-Покровская община сестер милосердия состояла в ведении Святейшего Правительствующего Синода и под местным начальством Московского митрополита. Управлялась она настоятельницей Серпуховского Владычнего женского общежительного монастыря, к которому первоначально была приписана до 1878 г.[230] На начальницу возлагалось наблюдение за нравственностью сестер и испытуемых, все хозяйственные и финансовые вопросы[231]. Но сама начальница как игуменья монастыря не могла жить в общине, а потому избирала помощницу из достойных монахинь своей обители, которую утверждал в этом звании митрополит[232]. Помощница начальницы непосредственно управляла общиной, руководствуясь указаниями игуменьи.