Монашеские ордена - стр. 1
Монашество, монастыри, Вечный город: победа через нравственную мощь веры и любви, терпения и постоянства.
Когда апостол Павел в 58 году от Рождества Христова обратился со своим Посланием к римлянам, церковь там уже существовала. Она была известна своей верой и подвигами многих своих членов. Около 61 года в Рим прибыл апостол Петр. Возможно, это был уже не первый его приезд в Великий город на семи холмах.
Летом 64 года ужасный пожар уничтожил центр Рима. Общественное мнение обвинило в поджоге императора Нерона. Чтобы снять с себя подозрения, он обвинил в пожаре христиан. В огромном количестве они были схвачены, осуждены и казнены. Не щадили даже женщин. Во время этих зловещих казней в отблесках ночного пламени костров обрел свой мученический конец апостол Петр. Он погиб, но в Риме осталась его кафедра.
Церковный общиной, или Церковью начала христианства, называлось собрание единомышленников, в котором главным было не их количество и место, а то, что собрание это происходило перед лицом Иисуса Христа и во имя его. Глава Церкви – Христос, им живет и невидимо управляет Церковь. Видимым образом это управление свершалось членами общины, обладавшими особой харизмой, благодатными девятью дарами Святого Духа, излитыми на апостолов мудростью, знаниями, умением различать духов, верой, чудесами, исцелением, пророчеством, толкованием иностранных языков. Сами апостолы распространяли учение Христа по миру, назначая руководить общинами местных христиан, епископов. Они проповедовали, крестили, совершали евхаристию, председательствовали на собраниях, управляли имуществом общины. Преемственный ряд римских епископов известен нам с апостольских времен. По нему даже определялось время других событий. «Церковь Божия, пребывающая в Риме» унаследовала высшую власть своих основателей – апостолов. Эта власть сосредоточилась в совете епископов – пресвитеров, один из которых воплощал ее и управлял церковью.
Христианские общины, местные церкви были тесно связаны между собой. Они считались членами одного тела, соединявшего всех верующих во Христа и образующего вселенскую церковь. Во всех провинциях Римской империи действовали христианские общины. К середине III века в Риме с епископом служили почти пятьдесят пресвитеров, семь дьяконов, почти сто других церковнослужителей.
Христианское население города было разделено на семь участков. Сама римская христианская община содержала полторы тысячи бедняков. После 300 года римский епископ был признан первым среди равных, гарантом сохранения чистоты веры, подвергавшейся многочисленным еретическим атакам. Римский епископский престол был назван апостольским. Епископ Лев I часто использовал греческий титул «papas» – «отец», от которого пошло слово «папа».
С падением Древнего Рима, западной Римской империи в 476 году папа остался первым лицом в Риме, основным руководителем христианских народов, прикрывающим их от варваров. В 751 году папы стали и светскими государями, возглавив Папскую область, церковное государство, просуществовавшее более тысячи лет. На протяжении многих веков папы римские были для всех католиков наместниками Иисуса Христа на земле и остаются ими и по сей день. Весь христианский мир признавал верховенство римских пап над светскими государями. Рим считался столицей мира не только потому, что там находился Святой Престол, но и потому, что в вечном городе находился самый великолепный, самый интеллектуальный двор. Рим воплотил духовные и культурные ценности христианства, определяющие лицо Европы на протяжении многих веков. В период необычайно острых конфликтов, затяжных войн, Римская церковь была единственной в Европе структурой, носившей надгосударственный характер, что позволило быть ей главным международным арбитром в течение многих веков.
В середине XI века римские папы вступили в острый конфликт с византийскими патриархами. Византия не возвращала Риму земли Южной Италии, указанные еще в «Константинопольском даре». Империя отказалась возвращать территории по требованию папы Льва IX (1049-1054). Римский папа и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме. Еще с начала IX века Рим Константинополь спорили по проблеме filioque. Римские первосвященники заявили, что Святой Дух исходит не только от Бога – Отца, но и от Бога – Сына.