Молот ведьм
1
Т. е. изгнанием дьявольщины из человека, в котором засел дьявол.
2
Бывшие катары, перешедшие затем в лоно истинного католицизма Роберт Ле-Бугр, Петр из Вероны и Райниер Саккони были самыми грозными инквизиторами в XIII в.; их руками были сожжены сотни катаров и вальденцев.
3
Однако с филологической точки зрения это объяснение довольно безграмотно.
4
В настоящем издании текст книги, как и вступительная статья С. Г. Лозинского (в сокращении), печатается по изд.: Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1930.
5
Канон Episcopi – древний кодекс права, которому было суждено играть большую роль в ведовской литературе по вопросу о реальном существовании ведьм. Одни историки приписывают этот канон папе Дамасу I (336–384), другие – собору IV века в Анкире (современной Анкаре), третьи, наконец, говорят о более позднем его происхождении и относят либо к VI, либо к IX веку. Канон этот предписывает епископам (отсюда и название его Episcopi, ибо он начинается словом «Епископы») и их подчиненным с «должным усердием» истреблять отвратительные, дьяволом изобретенные магию и колдовство, и если, говорится в каноне, в ваших областях окажутся женщины или мужчины, предающиеся этим порокам, они должны быть изгнаны.
6
Имеется в виду «Физика» Аристотеля. В дальнейшем авторы «Молота ведьм» называют Аристотеля нарицательным именем «философ». Аристотель – знаменитый греческий философ (384–322 до Р. Х.), исследователь логики, психологии, политики и многих отраслей естествознания, – оказал сильное влияние на средневековое миросозерцание, особенно на учение св. Фомы Аквината.
7
Дионисий Ареопагит, древнехристианский писатель, которому приписываются сочинения «О небесной иерархии», «О Божественных именах», «Мистическое богословие», «Десять писем к разным лицам». Эти сочинения имели большое влияние на мистическое направление средневекового богословия. Здесь отсылка к седьмому письму, адресованному «иерарху Поликарпу». По преданию, Дионисий был обращен в христианство проповедью апостола Павла в Афинском ареопаге (Деян. 17).
8
Диана – в греческой мифологии богиня Луны, олицетворяет лунное сияние ночи, в отличие от Гекаты, несущей ночной мрак и ужас, но, по поверьям, обе покровительствовали магии и ведьмам. Иродиада – дочь Аристовула, сына Ирода Великого, во втором браке жена Ирода Антипы; причастна к обезглавливанию Иоанна Крестителя, после чего потеряла покой и предалась скитаниям по ночам. На портале одной лионской церкви ее пляске подыгрывает на виоле сатана.
9
По синодальному переводу Библии: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 10–12).
10
Охозия – царь израильский над Северным царством, преемник Ахава; способствовал распространению культа Ваала. По пророчеству Илии, за то, что Охозия вопрошал о своем здравии не Бога Израиля, а Вельзевула, – должен был погибнуть и «умер он по слову Господню» (4 Цар. 1, 1–17).
11
Постилла – краткий комментарий на библейский текст, буквально с латинского: «после сих слов Священного Писания». Та к же называется простейшая форма проповеди, состоящая из объяснения только что прочитанных слов Писания (на христианском Востоке ей соответствует гомилия, а в современной православной церкви – беседа). Глоссаторы – авторы глосс; глосса вообще обозначает в грамматике пояснение или примечание к слову или фразе; библейские глоссы включают в себя примечания и разъяснения, содержащие сведения из различных областей знаний.
12
Августин (354–430) – святой, один из великих отцов Церкви (doctores ecclesiae), выдающийся представитель западнохристианской патристики. Учение Августина имеет для католического мира первенствующее значение, оно систематизировано и облечено в схоластическую форму св. Фомой Аквинским.
13
Гостиенсис – Генрих Сегузийский (+1271), известный канонист («monarha guris» – король права), епископ-кардинал Остии (отсюда форма прозвания Остиенсис). Главное сочинение его – «Толкование на декреталии Григория IX». Гоффред – Гоффред Транийский (+1245), канонист, написал глоссу к декреталиям Григория IX, имевшую значение учебника церковного права. Раймунд – Раймунд де Паннафорт (1180–1275), святой, католический канонист, монах доминиканского ордена, его третий генерал, а также архиепископ Таррагонский. По поручению Григория IX переработал декреталии. Широко известно его сочинение «Сумма о покаянии и браке» (руководство нравственно-канонического содержания).
14
Петр де Палуде, или Палуданус (+1342), патриарх Иерусалимский с 1329 г.; главное сочинение – «Комментарий на III и IV книги сентенций Петра Ломбардского», в котором подробно толковал сексуальные темы.
15
Ацо – Ацо, Порций Сольдин (+ после 1230), один из самых известных средневековых глоссаторов права; написал ряд юридических трудов, судебный авторитет которых был непререкаем.
16
Исидор (ок. 570–636), архиепископ Севильский (с 600 г.), святой, учитель Церкви; известен также как писатель, ученый и энциклопедист своего времени. Его основные труды – «Этимология» (Etymologiae) в двадцати книгах и «Сентенции» в трех книгах.
17
Пифон – в греческой мифологии чудовищный змей, порожденный богиней земли Геей; сторожил древнее прорицалище Фемиды и Геи в Дельфах; убит Апполоном, который на месте прорицалища поставил храм. Тип чародейства, называемый пифоническим, имеет аналогию с языческой мифологией греков, которые называли пифонами духов, помогающих предсказывать будущее, и людей, одержимых этими духами.
18
Вольфрид Страбон (+884), монах, церковный писатель и поэт; главное сочинение – «Glossa ordinaria», комментарий на Библию.
19
Альберт Великий (Albertus Magnus; 1193–1280) – святой, учитель Церкви, монах-доминиканец; ученый схоластик, богослов и философ; в круг его интересов входило и естествознание. Несколько лет был епископом Регенсбургским, известен проповеднической деятельностью, его последователем и учеником был святой Фома Аквинат.
20
Бернард де Ботоне (+1263), канонист. Его сочинение «Аппарат к декреталиям Григория IX» некоторое время рассматривалось как Glossa ordinaria.
21
Архидиакон – в западнохристианской традиции – настоятель в церковных делах, имевший с XI века свою юрисдикцию. Авторы «Молота ведьм» под архидиаконом разумеют канониста Гвидо де Байзио (+1313), занимавшего должность архидиакона в Болонье.
22
Иоанн Андреас (Джиованни д’Андреа; +1348) – знаменитый канонист, профессор Падуанского университета; написал глоссы (Glossa ordinaria) и «Комментарий к каноническому праву».
23
Вероятно, имеется в виду папа Николай III (с 1277 по 1280) или Николай IV (с 1288 по 1292).
24
Амвросий Медиоланский (340–397) – епископ Миланский, святой, один из великих отцов Церкви. Его перу принадлежит много творений, основанных на активной проповеднической деятельности (под влиянием его красноречивой проповеди принял крещение Августин Блаженный); известен как защитник христианства, борец с ересями и противник язычества в любом проявлении. Некоторые из его творений переведены на русский язык: «Об обязанностях священнослужителей» (Казань, 1908), «Две книги о покаянии» (М., 1901) и др.
25
Канцеллярий – прозвание Иоганна Герсона (1363–1429), канцлера Парижского университета, средневекового философа-мистика, автора произведения «Подражание Иисусу Христу».
26
Петр Тарантасийский (Пьер де Тарантэс; +1276) – впоследствии папа Иннокентий V; средневековый богослов, его главное сочинение – «О четырех книгах Сентенций».
27
Сарра – единственная дочь Рагуила из города Экботаны в Мидии; о ней повествует ветхозаветная книга Товита. Сарра «была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею, как с женою» (Тов. 3, 8). Бог послал ангела Рафаила, который изгнал демона, так что Сарра смогла выйти замуж за Товию, сына Товита.
28
Алгацель (1058–1111) – арабский философ, автор многочисленных сочинений по логике, физике, метафизике и богословию.
29
Григорий I Великий (540–604), святой, римский папа, известный в православной церкви под именем «Двоеслова»; главное сочинение – «Диалоги» (переведены на русский язык «Собеседования о жизни и чудесах италийских отцов»).
30
Тавифа – известная своим милосердием христианка из Иоппии; когда она умерла, то был призван апостол Петр, который вернул ее к жизни. См. Деяния апостолов (9, 36–42). Анания – член первой церкви в Иерусалиме; вместе с женой Сапфирой солгал о сумме вклада в церковную казну, а когда эта неправда открылась, «пал бездыханен» (Деян. 5, 1–10).
31
Лукан Марк Анней (38–65), римский поэт, племянник философа Сенеки; приговорен Нероном к смертной казни; его поэмы, некоторые из которых были известны в средние века, пропали почти бесследно. Сохранилась поэма «Фарсалия, или О гражданской войне»; русский перевод: М.—Л., 1931.
32
В русском переводе Библии Санхериб читается «Сеннахирим», он упоминается в 4-й книге Царств, 2-й Паралипоменон и др. Сенна-хирим – царь Ассирии в 704–681 гг. до Р. Х.; завоевал большую часть Иудейского царства при царе Езекии.
33
Викентий из Бовэ (+1246), средневековый энциклопедист; главное сочинение «Великое зерцало» в трех частях: «Зерцало природы», «Зерцало учения», «Зерцало истории».
34
Зороастр (или Заратуштра) – пророк древнего Ирана (VII в. до Р. Х.), основатель религии Авесты.
35
«Книга о причинах» – сочинение, ложно приписываемое Аристотелю; имело большое значение в иудейской и христианской литературе. Вероятно, написано арабами в IX в.
36
Согласно греческой и римской мифологии, Венера под видом дочери фригийского царя Отрея явилась Анхису, пленившись его красотой. От их любовной близости был рожден славный троянский герой Эней.
37
Беда Достопочтенный (672–735), английский святой, учитель Церкви, священник и один из виднейших ученых средневековья; известен математическими, естественнонаучными, богословскими и историческими сочинениями. Здесь упоминается его труд «Церковная история англов» (от Юлия Цезаря до 725 г.).
38
Вильгельм Парижский (+1228), епископ, автор многих сочинений, среди которых – «Трактат о Вселенной».
39
Фома Брабантский (+1270), монах доминиканского ордена; в средневековье была широко распространена его книга «О пчелах»; эта книга с нравственным содержанием, жизнь и деятельность пчел рассматривается как образец христианской и особенно монашеской жизни.
40
Имеется в виду преисподняя, шеол. Ср. русский перевод Библии: «…в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов, 10, 21–22).
41
Слово «демон» (греч.) синонимично «диаволу» по природе, его этимология неясна, но средневековые толкователи возводят к «знающему, сведущему» (Исидор Севильский). В Библии «демон» упоминается пять раз (в книге Товита), но подробное демонологическое описание содержится в 90 псалме, в 5–6 строфе которого экзегеты видят сразу четырех демонов: «Не убоишься ужасов в ночи (Pahad), стрелы, летящей днем (Hez), язвы, ходящей во мраке (Dever), заразы, опустошающей в полдень (Ketev)».
42
Левиафан (от евр. «свертываться, виться»); в Библии – морское животное, побежденное Иеговой в начале мира; огромность Левиафана трактовалась как метафора мощи дьявола и собственно ада.
43
Иоанн Дамаскин (+ ок. 754) – святой, песнописец и богослов христианского Востока; главное сочинение – «Источник знания» – состоит из трех частей: диалектики, книги о ересях и изложения православной веры. Первая и третья части переведены на русский язык.
44
Боэций Павийский (Аниций Манлий Северин; ок. 480–524), святой, христианский философ и римский государственный деятель. Свое главное сочинение «Утешение философское» написал в ожидании казни, будучи обвинен в заговоре против Теодориха.
45
Иероним Стридогский (340–420), святой, блаженный, один из великих учителей Западной церкви; главный труд – перевод Библии на латинский язык, известный как Вульгата.
46
Иоанн Златоуст (ок. 347–407), святой, один из величайших отцов Церкви, патриарх Константинопольский, писатель и проповедник, особенно почитавшийся в Древней Руси.
47
Бернард Клервоский (1090–1153) – католический святой, учитель Церкви, монах цистерианского ордена, аббат монастыря в Клерво.
48
Вероятно, Марк Туллий Цицерон (106–43 до Р. Х.), оратор, писатель и римский общественный деятель; известны его судебные и политические речи, а также трактаты по философии и риторике.
49
Сенека Луций Анней (ок. 4 до Р. Х. – 65), римский государственный деятель, писатель и философ, представитель стоицизма; автор полных риторического пафоса трагедий («Эдип», «Медея»).
50
Варрон Теренций (116–27 до Р. Х.), римский философ, писатель и энциклопедист.
51
Лактанций Люций Цецилий Фермиан (ок. 250 – ок. 330), церковный писатель, ритор и стихотворец; главное творение – «Божественные институции» в четырех книгах (последняя по времени христианская апология). В русском переводе: Сочинения. СПб., 1848 (пер. Е. Корнеева).
52
Катон Старший (234–149 до Р. Х.) – мнимый автор сборника нравственных сентенций на латинском языке, поборник староримских нравов.