Молитвы Серафиму Саровскому - стр. 2
В отрочестве ничто не препятствовало духовному развитию любопытному и смекалистому подростку. Мать никогда не была против ни чтения духовных книг, ни посещения церковных служб, даже очень ранних, ни дружбы с почитаемым в Курске юродивым. Друзья Прохора, а их у подростка было немало, так же, как и он, стремились к духовной жизни. Впоследствии четверо из них стали иноками.
В возрасте 16 лет Прохор уже избрал тот жизненный путь, по которому он намеревался следовать далее. Юноша решил посвятить себя монашескому подвигу и просил на то благословение матери. В те времена родительское благословение для ребенка имело очень большое значение – оно являлось торжественным и святым знаком Божия благоволения. Прохор поклонился матушке в ноги, и она благословила его большим медным крестом, который он принял из рук ее. До самой смерти святой Серафим носил этот крест на груди поверх одежды, демонстрируя тем самым духовную связь с матерью, а также силу родительского благословения.
Жителям Курска была хорошо известна Саровская пустынь (пустынью в те времена назывались окрестности монастыря, где могли селиться отшельники-пустынники), где пребывали в монашестве несколько курян, например иеромонах Пахомий, в миру Борис Назарович Леонов, который стал игуменом в Сарове за год до поступления туда Прохора и хорошо знал его родителей, Исидора и Агафию.
Задумав поступить именно в Саров, юный Прохор пожелал получить на то подтверждение свыше. Для этого он отправился в Киево-Печерскую лавру, считавшуюся в те трудные для монашества времена главной духовной святыней России. В этом походе Прохора сопровождали четверо его друзей из курских купцов. Молодые люди решили проделать весь путь пешком, хотя от Курска до Киева было около 500 верст.
В Киеве юные паломники стали обходить все святые места древней лавры. В так называемой Китаевской обители в то время жил затворник Досифей, славившийся даром прозорливости. К нему-то и направился Прохор за наставлением. Вот что ответил затворник на просьбу юноши: «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие свое. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге чрез непрестанное призывание имени Божия, так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». В этом да будет все твое внимание и обучение: ходя и сидя, делая и в церкви стоя, везде, на всяком месте, входя и исходя, сие непрестанное вопияние да будет и в устах и в сердце твоем; с ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовную и телесную, и вселится в тебя Дух Святой, источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне… В Сарове настоятель Пахомий – богоугодной жизни; он последователь наших Антония и Феодосия!».