Молчанием предаётся Бог - стр. 8
– Дорогой мой, мáленькой! Посмотри-ка на Боженьку! Какие у него раночки! Он одно время терпел, а потом стал силен и всемогущ – так и ты, дорогой, так и ты будешь весел, и будем вместе жить и погостить…
И чудо случалось – болезнь отступала. Но худой, изможденный мальчик с заострившимися чертами белого лица подолгу не мог подняться с постели от слабости. Джой ложился рядом, сочувственно лизал руки, прижимался к спине, ногам, стараясь согреть больного своим телом.
Алешу посещали друзья – сыновья докторов Глеб Боткин и Коля Деревенко.
Глеб был старше на четыре года и мечтал стать писателем. Для цесаревича он придумывал истории о далекой планете, где живут счастливые, веселые плюшевые звери…
– Но почему же плюшевые? – спрашивал Алеша. – Я люблю настоящих!
– Плюшевые – мягкие… Чтобы не поранили когтями и зубами своего маленького повелителя по имени Йескела… Вы же знаете, Алеша, что испанские инфанты – правнуки королевы Виктории, имеющие ту же болезнь, гуляют в парках, где не только животных нет, но и деревья укутаны толстым слоем ваты!
– Бедняги! – говорил сочувственно мальчик. – Не хотел бы я так жить…
Проводив друзей, Алеша брал в руки балалайку. Как же любил он ее звучание – мягкое и нежное, пробирающее душу (и тогда Джой тихонько, жалобно подпевал), или звонкое, веселое, от которого так и хотелось пойти в пляс!
Цесаревич играл на ней с трех лет, обучившись у членов экипажа императорской яхты «Штандарт», где целый оркестр состоял из матросов-балалаечников. В те годы благодаря энтузиазму музыканта-просветителя Василия Андреева в армии и во флоте обучали солдат игре на этом народном инструменте. В результате тысячи российских мужчин прекрасно играли и передавали свои навыки родным, знакомым. В одном только Петербурге в начале XX века насчитывалось двадцать тысяч музыкантов-любителей. На балалайках с увлечением играли не только солдаты и матросы, но и гимназисты, лицеисты, кадеты и даже дамы из высшего общества.
А созданный Василием Андреевым оркестр народных инструментов, получив поддержку императора, становится Императорским Великорусским оркестром.
У музыкантов-солистов этого оркестра Алеша позже и брал уроки игры на балалайке, стремясь совершенствовать свое мастерство.
Он был очень одарен музыкально и восхищал окружающих своей игрой, бывшей для него своеобразной музыкальной терапией, – возвращалось желание резвиться, радоваться жизни. Ведь по характеру Алеша был подвижным, озорным, шаловливым и очень любопытным мальчуганом.
Каждое лето семья покидала Царское Село, чтобы отправиться на яхте в финские шхеры. Джою тогда присваивалось звание матроса.