Могилев и евреи. История, Холокост, наши дни - стр. 13
2.4 Могилевские евреи в период 1930-х годов. О религиозной жизни евреев до конца 1930-х годов
Могилевские евреи в период 1930-х годов
Евреи в 1930-х годах. Фото из источника в списке литературы [32]
В период 1920-х—1930-х годов осуществлялась работа государственных школ, где обучение большей части дисциплин велось на идише. В 1930-х годах имело место проведение работы с учащимися сельскохозяйственного еврейского техникума.
В 1930-е годы (к концу этих годов) большую часть учебных заведений для евреев закрыли.
Год 1939-й. Проживавших в городе евреев насчитывалось 19715 чел, их доля равнялась 19.83 процента.
Когда было время индустриализации, шла бурная «перестройка», происходило создание совхозов, коммун, артелей, и также предприятий промышленности.
В Могилевском округе по состоянию на первое марта 1929-го года из имевшихся тридцати девяти колхозов тридцать шесть были колхозами еврейскими. В период 1936-го – 1937-го годов произошло уничтожение еврейских хозяйств, так и активистов – расстрелянных либо отправленных в ГУЛАГ.
О напоминании о еврейском земледелии написано на сайте Союз беларуских еврейских общественных объединений и общин [33]:
«В Могилевской области о еврейском земледелии сейчас напоминает, например, урочище Блиунг и озеро с одноименным названием в 6 км от г. Климовичи. Поселок Блиунг был сожжен фашистами в 1943 году.»
«Евреи, проживавшие в Могилеве до Второй мировой войны». Фото из источника в списке литературы [28]
К концу 1930-х годов имело место закрытие всех хедеров, еврейских обществ, учебных заведений, библиотек, и, разумеется, всех без исключения синагог.
Местечки благодаря улучшению экономики внешне улучшились. Было обеспечено строительство новых дорог, домов, предприятий, проведение электричества. Но проблема безработицы, особенно среди молодых людей, наблюдалась. и была довольно острой. Поэтому люди, в том числе и евреи, ринулись «осваивать» крупные города.
По состоянию на семнадцатое января 1939-го года проживавших в городе евреев насчитывалось 19715 чел. (их доля составляла 19,83 процента. Это согласно официальным данным, по факту же доля евреев была более высокой.
О религиозной жизни евреев до конца 1930-х годов и выдерживании ими национальных традиций
Если говорить о еврейской религиозной жизни беларуских местечек, то о ее полном угасании до конца 1930-х годов речи в основном не шло. Людьми посещались синагоги и молитвенные дома, «местечковые» евреи содержали раввинов, меламеды учили детей – как в хедерах, так и в их домах, магиды, как обычно произносили свои проповеди. Не были уничтожены религиозные традиционные еврейские общества (прежде всего, погребального и благотворительного характера). В больших городах, правда, дело с религиозной жизнью обстояло похуже.