Мое обнаженное сердце - стр. 4
Портреты и анекдоты.
Франсуа>9, Бюло>10, Уссэ>11, пресловутый Руи>12, Калонн>13.
Шарпантье, правящий своих авторов в силу равенства, дарованного всем людям бессмертными принципами 1789 года>14.
Шевалье, истинный главный редактор в духе Империи>15.
XVI
О Жорж Санд>16. Эта бабенка Санд – прюдом безнравственности. Она всегда была моралисткой, только поступала против морали. Она также никогда не была творческой натурой.
Пишет в пресловутом текучем стиле, столь любезном обывателям.
Она глупа, тяжеловесна, болтлива. О нравственных идеях судит с глубиной и деликатностью чувств привратницы или девицы на содержании.
Что она говорит о своей матери.
Что она говорит о поэзии.
Ее любовь к рабочим.
То, что несколько мужчин смогли влюбиться в это отхожее место, вполне доказывает падение мужчин нашего века. Посмотрите ее предисловие к «М-ль Ла Кентини», где она утверждает, что истинные христиане не верят в ад. Санд за Бога простаков, Бога привратников и вороватых слуг>17. У нее есть веские причины желать упразднения ада.
XVII
ДЬЯВОЛ И ЖОРЖ САНД
Не надо полагать, будто дьявол искушает только гениальных людей. Дураков он, конечно, презирает, но не пренебрегает их помощью. Даже, наоборот, возлагает на них большие надежды.
Посмотрите на Жорж Санд. Прежде всего она набитая дура и больше ничего, но дура одержимая. Это дьявол убедил ее довериться своему доброму сердцу и здравомыслию, чтобы она убедила всех прочих дуралеев довериться своему доброму сердцу и здравомыслию.
Не могу подумать об этом тупоголовом создании без содрогания ужаса. Если бы я ее встретил, то не удержался бы и запустил кропилом ей в голову.
Жорж Санд – одна из тех старых инженю, что никак не хотят уйти со сцены. Прочитал недавно ее предисловие (к «М-ль Ла Кентини»), где она утверждает, что настоящий христианин не может верить в ад. У нее веские причины желать упразднения ада.
Религия бабенки Санд. Предисловие к «М-ль Ла Кентини». Бабенка Санд заинтересована верить в то, что ад не существует.
XVIII
Я скучаю во Франции, особенно потому, что тут все похожи на Вольтера.
Эмерсон забыл упомянуть Вольтера в своих «Представителях человечества»>18. А мог бы сделать премилую главку, озаглавленную «Вольтер, или Антипоэт, король ротозеев, принц верхоглядов, антихудожник, проповедник для привратников, папаша Жигонь>19 редакторов “Века”>20».
В «Ушах графа Честерфилда»>21 Вольтер насмехается над бессмертной душой, девять месяцев обретавшейся среди экскрементов и мочи. Он, как и все ленивцы, ненавидел тайну.
Не имея возможности уничтожить любовь, Церковь захотела по крайней мере ее обеззаразить и создала брак.