Размер шрифта
-
+

Модус. Кибернетическая реальность - стр. 6

Информация – это мера организации. Информация заключается в отборе одного варианта среди других. Выбор – основа взаимодействия. Если выбор совершить нельзя, то управлять таким процессом нельзя, невозможно. Если выбор есть, то воля управленца по его цели взаимодействия даёт сигнал, импульс на реализацию поставленной цели. Сигнал, который не меняется, информации нести не может.

Самый простой случай – выбор одного из двух возможных (разрешённых) вариантов продолжения действия, например: стоять или двигаться, повернуть направо или налево, упасть орлом или решкой. Кодировать, отображать один из двух возможных вариантов, безотносительно к самому предмету выбора, можно как угодно – цифрами, словами, знаками, символами и т. д. Коды могут быть разные, а содержание одно. Поэтому был принят двоичный цифровой код, когда выбор варианта записывают двумя цифрами: нуль и единица. Можно использовать любые другие символы или знаки, несущие тот же смысл, главное – связать их с величинами или вариантами выбора. Тогда сочетание знаков всегда можно будет перевести в некоторое число, доступное пониманию, расшифровке и анализу.

Информация может быть представлена в разном виде – в числах, отражающих некий процесс, или в графике, построенном по этим числам. Может показаться, что график даёт сведения о процессе, которых не было раньше, даёт новую информацию. Но эта информация не возникает в процессе преобразования, она уже была скрыта в ранее имевшихся числах и только приобрела иную содержательную форму.

Любой процесс можно моделировать двумя способами: как через дискретные (рациональные) величины, так и через непрерывные (иррациональные) отношения. Например, время можно измерить песочными часами и маятниковыми. В песочных часах песок непрерывной равномерной струйкой пересыпается из верхнего резервуара в нижний – это аналоговая, индуктивная модель времени, протекающего так же непрерывно и равномерно. Пока есть песок, песочные часы работают все время, не останавливаются. Часы с маятником поворачиваются только в тот момент, когда маятник достигнет крайнего положения, толкнёт анкер. Эта информация о времени разделена на дискретные единицы, равные периоду или полупериоду колебаний маятника. Информация о времени в песочных часах может быть переведена в прерывистую и дискретную, если на них будет нанесена шкала с дискретными значениями. Таким образом, учёт времени может быть выполнен по-разному: операциями над рациональными числами (дискретными кодами) и операциями над иррациональными величинами-аналогами (непрерывными кодами). При использовании инструмента непрерывного вычисления (инструмента-аналога) не только избранные дискретные величины, а каждая непрерывная величина участвует в действии, влияет на конечный результат.

Страница 6