Размер шрифта
-
+

Мне не стыдно быть патриотом - стр. 32


– Так вы и сами общественно-политический деятель ведь…

– Вы про вступление в компартию? Ну да, я член КПРФ. Но меня нельзя назвать таким уж деятелем – все-таки в Думе я не сижу.


– А хотели бы?

– С удовольствием. Но что-то Зюганов не включает меня в партийные списки на выборах.


– Так вы позвоните, скажите. А то вдруг он не знает.

– Знает-знает. А сам я просить не буду. Сами придут и сами все дадут.

«Балуева-царя все бы слушались!»[14]

У Владимира Бортко сразу несколько фильмов могут считаться «визитной карточкой» – «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба»… И вот – сериал «Петр Первый. Завещание»


– Владимир Владимирович, как вы «пришли к Петру»?

– Трудно сказать, откуда что появляется… Шел как-то по набережной Невы, мимо дворца Александра Даниловича Меньшикова и вдруг подумал, что дворец-то не изменился. И сам Петр видел его таким же. Ходил здесь же… А сколько же лет ему тогда было?.. Да, уж не молод был император. Флот был построен, границы России далеко отодвинуты на Запад и Юг, уральские заводы работали, Петербург уже приобретал свой «державный» вид, а он все бегал, кричал и командовал. Но… его уже никто не боялся. Потому, что знали – помирает государь. И заботы царедворцев были уже иными – а что потом, после… Каково нам-то будет, об этом беспокоится надо, обеспечивать себе будущность. А он все бегал, кричал, все не успокаивался никак… Такой странный образ появился. А потом я прочитал книжку Гранина «Вечера с Петром Великим», из которой узнал, например, что у Петра на склоне лет была очень молодая любовница Мария Кантемир. И здесь уже все сообразилось, сомкнулось: получился сценарий, потом фильм.


– То есть ваша история больше про человека, чем про царя?

– Должность царя-батюшки накладывает на человека большие обязанности. Ему приходится принимать такие решения, которые, мягко говоря, принимать не хочется. Но надо. Он является заложником своего положения. И вот эта связь с любовницей, мне кажется, некоторым образом оттеняет историю последних лет Императора, которую я хотел рассказать.


– Когда писали сценарий знали, что Петра сыграет Александр Балуев?

– Нет. Были пробы. Какой он – Петр? Мы все знаем, что мужчина был высокий и с усами. Есть даже слепок с лица императора. Но это внешние черты, а какой же он – Петр Великий? Мы видели артиста Симонова в роли Петра. Взгляд решительный, направлен куда-то вверх, ибо провидит будущее, голос громкий, характер неуравновешенный, я бы даже сказал несколько истеричный… Что же – такой Петр на экране уже был. И для своего времени был очень хорош. Но у Симонова один образ, а здесь совершенно другой. И надо было сильно подумать, что главное для Петра в этом случае. Какими чертами должен обладать актер, играющий Петра? Рост, стать – это понятно. Большой актерский талант, несомненно. Но что еще? Я задумался, почему Петр смог заставить всех вокруг делать то, что он хотел? Даже если не брать во внимание его должность. Вон, папа его Алексей, тоже абсолютный самодержец, однако – увы… Очевидно, – харизма. Царская харизма. И вот это как раз проявилось в артисте Балуеве. После пробы все сомнения отпали. Александр был хорош, в этой роли. Если пошутить, то можно спокойно назначать его императором всея Руси, такого Петра мы бы все слушались.

Страница 32