Млечный путь Зайнаб. Шах-Зада. Том 3 - стр. 70
Махмуд-бека с самого вечера гложет тоска, такая горькая, хоть волком вой. Нет, он не боялся смерти, и за то, что дружины горцев отступят перед каджарами, тоже не тревожился. Его тревожили совсем другие думы: сердце почему-то болит, о ком-то горько плачет. К нему вдруг откуда-то снизошло озарение. На мгновение перед его глазами предстала страшная картина кровавого побоища: на прикаспийской низменности, порубленные мечами, заколотые копьями, с зияющими ранами от пуль, со стрелами, торчащими в груди, вместе с убитыми, ранеными лошадьми, лежат сотни, тысячи мертвых и раненых своих и персидских воинов. Он увидел страшное лицо предстоящей кровавой войны: завтра никто не победит, это будет сокрушительным поражением и той, и другой стороны. На поле брани, выполняя приказы главнокомандующих противоборствующих сил, убитыми лягут сотни и тысячи молодых парней, не успевших еще обзавестись семьями. Быть может, и те, и другие сегодня ночью последний раз смотрят на мириады звезд, едят последний кусок жареной баранины, пьют последний глоток ключевой холодной воды, допевают последнюю песню о любви. Завтра прольются реки крови, они унесут с собой в вечность имена и помыслы юнцов, не успевших зачать сыновей, недоконченные дела зрелых воинов, остатки цивилизаций древних племен. А отвага воинов, победивших в этом сражении, дух оставшихся в живых богатырей, мудрость старейшин, песни ашугов будут поставлены на службу правителей выигравшей страны. В то время как имена великих богатырей проигравшей стороны вместе с ее правителем на многие времена канут в Лету.
Махмуд-бек незаметно, никому ничего не сказав, ускакал к своим воинам, табасаранским «барсам», которые стояли в самом конце, у левого крыла войска. Они не спали, по разработанному в ставке дагестанского командования плану их завтра собирались забрасывать в жернова войны в кульминационный момент сражения. По мнению многих специалистов военного дела, от них во многом будет зависеть исход битвы. Когда на поле сражения наступит кризис и многие дагестанские дружины, обливаясь кровью, окажутся в тисках врага, тогда им на помощь примчатся воины-смертники, особые дружины табасаран, сколоченные покойным чунгуристом Мирзой Калукским, которых прячут в священных пещерах Дюрка.
А пока их братья, кому выпала участь первыми вступить в бой с врагом, сидели и лежали у огней, увлеченно разговаривая. Махмуд-бек размышлял про себя: «Кто знает, сколько из них завтра больше не увидит звезд, не сядет в круг с друзьями, обоняя горький дым и запах костра. А кому-то из них в последующем не нужны будут ни острые стрелы, ни хорошо подогнанные седла, ни резвые кони… Потом, когда в родных местах узнают об исходе сражения, о погибшем отце здесь, в этих диких степях, где-то далеко, в горной сакле, на курене перса, жена и малый сынишка оплачут его горькими слезами. Но убитый в сражении отец больше не услышит ни жалобного зова сына, ни стенаний оплакивающей его жены. Через год-два в бескрайней пустыне прикаспийских степей у воина, бездыханно лежащего со стрелой в груди, в пустых глазницах черепа прорастет ковыль. Со временем, быть может, какая-нибудь степная птица использует этот череп, чтобы свить гнездо и вывести пташек, или случайно забравшаяся гадюка воспользуется им, как единственным укрытием от дневного зноя или временным убежищем от непрошеных гостей. Зачем этот воин жил, для чего жил? Только ли для того, чтобы вырасти, научиться воевать, проливать свою и чужую кровь, отстаивать свои земли от иноземных захватчиков, беречь честь матерей-горянок?.. Разве для меня и тысячи молодых дагестанцев этого мало?! А где же песня жизни, что будет с ней? Этот молодой человек даже не успеет ее придумать и спеть, так, еще не сочиненной, не спетой, унесет ее с собой в сырую могилу. Ее сочинит его сын, ради которого он пошел на смерть. Но это будет другое время, другая эпоха, другой напев песни…»