Мистические ордена - стр. 14
Переход от ведизма к брахманизму на рубеже Х века до н. э. совпал с расселением индусов от долины Инда к долине Ганга, ставшей местом расцвета индийской культуры. Индусы повсеместно переходили от кочевого скотоводческого хозяйства к оседлому земледелию. Стремление к славе и подвигам сменилось жаждой мирной жизни и покоя. В эту эпоху индийской истории определяющую роль играли жрецы-брахманы.
С развитием экономики и хозяйственной жизни происходило разделение труда между отдельными группами населения. Большая часть населения занялась мирными занятиями, земледелием, скотоводством. Индусы-крестьяне не занимались военным делом. Борьбой с врагом и охраной границ занималось военное сословие. Постепенно появились замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения наследственных занятий и профессий. Касты – «чистые» образовали строгую иерархию. Наследственность профессий была закреплена запретом перехода из касты в касту. Брахманы стали наказывать за смешанные браки. Различие в занятиях, образе жизни, природных условиях вызвали в индусском народе различные оттенки цвета лица, что способствовало окончательному упрочению строго деления на касты.
Высшее место в кастовой иерархии принадлежало брахманам, получившим его в ожесточенной борьбе с воинами – кшатриями. Брахманы опирались на мелких землевладельцев– вайшья. Соотношение сил было закреплено установлением трех высших каст, отделенных от остального населения признаком «двурожденности», высшего происхождения по сравнению с «единожды рожденными», обыкновенными людьми. Первыми стали брахманы, вторыми кшатрии, третьими – вайшья. Количество каст еще в ХХ веке измерялось тысячами.
Престиж жрецов, хранителей священных преданий и древней веры, все более и более увеличивался. Только брахманы занимались религией и наукой. Жрецы, опоясанные священным шнуром, постоянно ходили с бамбуковым посохом и с сосудом, наполненным водой для омовений.
Верховными божествами в брахманизме, окончательно сменившем ведизм, стали творец вселенной Брахма, сохранитель Вишну и разрушитель Шива.
Брахма – бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Он изображался четырехликим и четырехруким, сидящим на лебеде. Супругой Души вселенной была богиня речи и учения Сарасвати.
Брахма – божественное начало, сущность высшего всемогущества. Мировая душа двигает поток мировой жизни и господствует над духовным миром и природой, как невидимое божество. Это абстрактное понятие, не имеющее определенных черт. Все берет свое начало в Брахме, все должно вернуться к нему. Смерть – переход из низшей степени к высшей, пока чистый и совершенный не достигнет такой степени, что окажется достойным войти в мировую душу.