МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта - стр. 44
Мудрец Майтрея сказал: «Повелев Брахме, создателю вселенной, приступать к творению, Верховный Господь, явивший ему Свой образ Нараяны, скрылся из виду».
3.10. Деления творения
Майтрея сказал: «Брахма после исчезновения Бхагавана занялся подвижничеством и совершал его в течение ста небесных лет. Затем Брахма увидел, что лотос, в котором он находился, и вода, на которой лотос плавал, задрожали из-за сильного ветра. Благодаря длительному подвижничеству и божественному знанию (атма-видье) Брахма достиг совершенства в практическом знании, поэтому он смог поглотить весь воздух вместе с водой. Затем Брахма увидел, что стебель лотоса, на котором он находился, простирался через всю вселенную, и он стал размышлять, как сотворить планеты, которые были растворены в этом лотосе39.
Брахма вошел в бутон лотоса, и когда тот разросся по всей вселенной, он разделил его на три мира и позднее на четырнадцать планетарных систем.
Высочайшие Махар-, Тапа-, Сатья- и Брахма-локи не уничтожаются в конце каждой кальпы из-за того, что их жители возносят преданное служение Господу. Их обитатели живут две парардхи, после чего они освобождаются от уз материального мира».
Видура спросил: «Милостиво опиши мне время, являющееся другой формой Верховного Господа, превосходного актера. Каковы признаки вечного времени?»
Майтрея сказал: «Вечное время (кала) – причина взаимодействия трех гун материальной природы. Оно неизменно и бесконечно, и действует как орудие Всевышнего ради Его игр в материальном мире.
Космическое проявление отделено от Верховного Господа временем, которое является безличным непроявленным аспектом Господа. Оно становится объективным проявлением Господа под влиянием той же материальной энергии Вишну. Космическое проявление, как оно есть теперь, было таким же в прошлом и будет таким же в будущем.
Существует девять видов творения и еще одно, которое происходит вследствие взаимодействия гун. Есть три вида уничтожения40: из-за вечного времени (кала), материальных элементов (дравья) и качества работы (гуна).
На первом из девяти этапов творения создается махат-таттва-всеобщность материальных элементов, в которых произошло взаимодействие гун природы из-за присутствия Господа.
На втором этапе возникает аханкара (ложное эго) – в нем возникли материальные составные части (дравья), материальное знание (джнана) и материальные действия (крия).
На третьем этапе творения создаются объекты чувственного восприятия, которые в свою очередь порождают материальные элементы.
На четвертом этапе творения возникает способность к познанию и способность действовать.