Размер шрифта
-
+

МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта - стр. 38

.

Расскажи мне, как Господь воплощается и творит мироздание.

Расскажи мне о качествах Господа в Его воплощениях и о том, как Нараяна создал природу, действия, тела и имена различных воплощенных существ.

Кто в человеческом обществе может быть счастлив, не слушая бесед о Господе, лотосные стопы которого являются сущностью всех мест паломничества и которому поклоняются все святые и мудрецы? Такие рассказы могут разрубить узел семейной привязанности. У того, кто жаждет постоянно слушать истории о Кришне (кришна-катха) постепенно усиливается отреченность от всего другого. Такое постоянное памятование о Господе Кришне уничтожает все несчастья. Милостиво опиши сущность всех историй – истории о Кришне».

Майтрея сказал: «О Видура, слава тебе! Я знаю, что из-за проклятия Мандавья Муни ты стал теперь Видурой, и что раньше ты был Ямараджей. Ты вечный спутник Господа. Я опишу тебе игры, с помощью которых Всемогущий Господь распространяет Свою трансцендентную энергию для сотворения, поддержания и уничтожения мира. До творения Он существовал как Единый без двойственности. Только по Его воле творение становится возможным и вновь растворяется в Нем.

Господь был единственным наблюдателем (драшта). Космического проявления не было в то время, и Он почувствовал неполноту без Своих полных и отдельных частей. Материальная энергия была непроявленной, а внутренняя энергия – проявленной32.

Господь – наблюдатель, и внешняя энергия, на которую Он смотрит, действует как причина и как следствие (сат-асат) космического проявления. Внешняя энергия называется майя, иллюзия, и только с ее помощью становится возможным все материальное проявление.

Высшее Существо (вирьяван) в образе пуруша-воплощения, являющегося полной экспансией Господа (атма-бхутена), вложило семя воплощенных существ в материальную природу, и так под действием вечного времени появились существа. Затем под влиянием воздействия вечного времени появилась махат-таттва, и в эту махат-таттву неомраченной добродетели Господь вложил семя вселенского проявления.

Затем махат-таттва33 разделилась на многие проявления – источники существ. Махат-таттва трансформируется в ложное эго, (ахам-таттва) которое проявляется в трех фазах – причина (карана), следствие (карья) и деятель (картри). Все действия рождаются на ментальном уровне (манах-майях) и основываются на материальных элементах, грубых чувствах и умственных рассуждениях.

Ложное эго представлено в трех различных аспектах – добродетель, страсть и невежество. Посредством взаимодействия с гуной добродетели (вайкарика) ложное эго (ахам-таттва) трансформируется в ум (манас). Все полубоги, правящие миром, также являются следствиями взаимодействия ложного эго и гуны добродетели. Чувства – это продукты гуны страсти в ложном эго; умозрительное знание и действия ради плодов являются основными продуктами гуны страсти.

Страница 38