МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта - стр. 20
В конце Двапара-юги я услышал эту Бхагавата-пурану, представляющую сущность Вед, от своего отца Вьясы. Слушающий Бхагавата-пурану с полным вниманием и почтением, достигает непоколебимой веры в Верховного Господа, дающего освобождение (Мукунду). О царь, постоянное воспевание святого имени Господа – это путь, дарующий освобождение всем: свободным от мирских желаний, жаждущим материального наслаждения и подвижникам.
Какова ценность продолжительной жизни, прошедшей впустую и в заблуждении? Мгновение, проведенное в полном сознании, гораздо ценнее такой жизни, ибо оно дает начало поиску высшего блага.
Мудрец Шука продолжал: «В последние минуты жизни человек не должен бояться смерти, ему следует избавиться от всех привязанностей к материальному телу и от всех желаний.
Он должен оставить дом и упражняться в самообуздании. Он должен, совершив омовение в священном месте, сесть в уединенном месте, подготовленном должным образом (солома, шкура лани, ковер). При этом он должен мысленно повторять три трансцендентные буквы (А-У-М)4 и, управляя дыханием, контролировать ум так, чтобы не забыть трансцендентное семя (брахма-биджам)».
Постепенно, когда ум одухотворится, он отрешится от объектов чувств, а чувства будут контролироваться разумом. Ум, слишком погруженный в материальную деятельность, не может быть занят служением Всевышнему Господу. Затем ты должен медитировать на части тела Вишну по очереди, одновременно созерцая все тело. Так ум освобождается от всех объектов чувств. Вишну есть Высшая Истина, и ум может найти успокоение только в Нем.
Ум человека всегда возбужден гуной страсти и заблуждается из-за гуны невежества. Но ум можно очистить, установив отношения с Вишну, и он умиротворится благодаря очищению. О царь, посредством такого способа памятования и стремления видеть всеблагого Господа можно быстро обрести преданность Господу».
Царь Парикшит задал следующий вопрос: «Как и где надо сосредоточиваться?»
Шукадева ответил: «Надо практиковать асаны, управлять дыханием посредством йогической пранаямы и, контролируя ум и чувства, с помощью интеллекта сосредоточивать ум на Вселенской Форме Господа (вират рупе).
Это гигантское проявление материального мира является телом Абсолютной Истины, в котором воспринимается прошлое, настоящее и будущее. Гигантская вселенская форма Бога внутри вселенского яйца, которое покрыто семью оболочками материальных элементов, является объектом сосредоточения5.
Патала – подошвы стоп Вселенского Господа, Расатала – пятки, и Махатала-планеты – Его голени; колени вселенской формы – это планетарная система, называемая Талатала, а два бедра – это Витала и Атала. Поясница – Махитала, высший космос – Его пупок. Грудь Его – сонмы светил (подобные Солнцу и Луне, расположенные почти в середине вселенной). Его шея – Махар-лока, Его рот – Джана-лока, Тапас-лока – лоб, Сатьялока – голова Того, кто имеет тысячи голов. Его руки – полубоги, возглавляемые Индрой; десять сторон света – Его уши, физический звук – Его чувство слуха. Его ноздри – два Ашвини-кумара, материальный запах – Его чувство обоняния. Его рот – пылающий огонь (Агни). Небесный свод – Его глазная впадина, а глазное яблоко – солнце, дающее силу видеть. День и ночь – Его веки, а в движении Его бровей пребывают Брахма и другие высочайшие существа. Варуна, правитель вод, – Его нёбо. Сок или сущность всего – Его язык. Ведические гимны – брахма-рандра Господа, Яма – Его челюсти, искусство обольщения – Его зубы, Его улыбка – очаровывающая иллюзия, бесконечный океан материального творения – лишь боковой взгляд.