Мир с деньгами и без. Интересные факты из истории денег - стр. 8
Но постепенно людей становилось все больше. Изобретались хорошо или плохо различные ремесла. И случилось важное событие: произошло разделение труда. Кто-то был хорош в одном ремесле, кто-то – в другом.
Уже наукой установлено то место на планете, где впервые возникли различные ремесла, создавшие условия для торговли и возникновения денег. Владимир Тульев в книге «История денег» сообщает нам такие интересные подробности:
«Первая цивилизация, в которой возникло разделение людей на профессии, появилась на Месопотамской равнине, в долине двух рек, впоследствии названных Тигром и Евфратом. Около 6,5 тысячелетий тому назад здесь изобрели гончарный круг, который сразу же выделил людей, делающих посуду, в особенную касту, обладающую профессиональными знаниями и секретами. Гончарный круг превратил глиняный горшок из простого сосуда в предмет товарообмена, что потребовало уделить внимание не только его полезности, но и красоте. Горшки покрывались глазурью и расписывались орнаментом. Они приносили своим хозяевам первые в мире барыши. Понадобилась примерно тысяча лет, чтобы секрет производства глиняной посуды распространился по Ближнему Востоку».
Денежные знаки, в частности, монеты, умение использовать их постепенно изменялись и совершенствовались. Роберт Йожеф в своей любопытной книге «История денег» дает такие пояснения:
«Вначале обмен производили вожди племен, старейшины родов. Они представляли общину в сделках по обмену. Все то, что они меняли, было собственностью общины.
Однако с углублением разделения труда и развитием производства, с совершенствованием орудий труда уже меньшее количество людей – одна семья – могло обработать участок земли; для содержания стада скота или работы в мастерской также было достаточно небольшой семьи.
Коллективный труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность стала превращаться в частную собственность семьи, а обмен товаров постепенно перешел в руки глав семей.
Начался распад первобытнообщинного строя. Семьи, члены которых обрабатывали более плодородные земли или занимали в общине должности вождя, военачальника или жреца, использовали свое положение для собственного обогащения. Они захватили значительную часть общественной собственности и средств производства, большинство же членов общины в конце концов обеднело, лишившись общественной собственности и не приобретя частной.
Еще быстрее богатели те, кто приводил рабов из военных походов. Богачи превращали в рабов уже не только захваченных пленных, но и обедневших, запутавшихся в долгах соплеменников. Ведь своим трудом человек теперь уже мог произвести больше благ, чем необходимо для поддержания его существования; этот избыток у него можно было отнять, а его самого принудить к еще более интенсивному труду.