Мир русской деревни. Пособие по истории и краеведению - стр. 4
Как же работали устные историки? Избрав тему своей научной работы, они создавали программу опросов определенных групп населения, а затем в соответствии с этой программой анкеты и вопросники. Ученые и их помощники сами опрашивали людей о событиях их жизни, записывали эти устные интервью на магнитофон или, порой просто на бумагу. Впоследствии на основании этих материалов ученые создавали свои книги по народной истории, о важнейших событиях 20 века – войнам и революциям, жизни выдающихся людей или истории крупных заводов, национальных меньшинств и так далее.
Сейчас во всем мире поняли, что целостная достоверная история прошлого невозможна без многих тысяч устных рассказов-воспоминаний простых людей о прошлом. Живая коллективная память народа – это национальное богатство, величайшая культурная ценность общества. В США, Западной Европе уже долгие годы ведутся работы по созданию устной национальной истории. Работаю кафедры и архивы устной истории в университетах. Созданы целые ассоциации устной истории, объединяющие ученых этого профиля.
В нашей стране небольшая ассоциация устной истории была создана в 1989 году и десятки исследователей с энтузиазмом начали собирать народные рассказы-воспоминания о коллективизации и голоде, Сталине и крестьянской культуре» Исследование истории русского крестьянства методами устной истории стало интересным и новаторским шагом в науке.
Основной источниковой базой для этого пособия послужили опросы сотен русских крестьян, проведенные под руководством автора в 1986-1997 годах.
Мы должны отчетливо представлять – в 20 веке Россия раскрестьянилась. Ушел в прошлое огромный материк русской народной культуры, лишь сейчас осознаваемый нами как величайшая ценность. Но крестьянская цивилизация, существовавшая в России сотни лет имеет в лице ныне живущих стариков своих последних свидетелей. Еще живы люди, определявшие время по солнышку, мерявшие год постами и мясоедами. Они находились внутри великого круговорота природы. Их рассказы о прошлом драгоценны, поскольку они видят тот оставленный в прошлом мир, изнутри, а не снаружи как мы.
Для нас пока непредставимы ценности этого мира, образ жизни людей – то есть, то идеальное, что не фиксируется ни в каких документах, поскольку это повседневность. Но для нас сегодня миропонимание крестьян загадочно не меньше чем сокровища скифских курганов, Соха, выставленная в музее, мертва, поскольку пахарь, для которого соха была частью жизни, уже никогда не покажет нам своей работы. Но наши старики-крестьяне, родившиеся в первой трети 20 века, еще могут многое нам рассказать. Попробуем увидеть мир русской деревни первой половины XX века, воссозданной на основании такого рода рассказов стариков-крестьян. Мы сможем увидеть то самое и самое, главное – без чего мертвы горы учебников и научной литературы об эпохе – отношение людей друг к другу, природе, одежде, пище, власти.