Мир легенд о свирепых монстрах - стр. 37
Подделки
Я вырос на телесериале «Секретный агент Мак-Гайвер»[4]. Если у вас не было возможности посмотреть этот шедевр 1980-х, сделайте одолжение и посмотрите. Конечно, костюмы устарели, а прически… это вообще что-то! Но, за исключением незначительных деталей, Мак-Гайвер и его надежный карманный нож сумели пленить мое воображение навсегда.
Отчасти из-за приключений. Отчасти из-за характера самого героя. Я имею в виду, что парень был, по сути, шпионом, ненавидящим оружие, он играл в хоккей и жил в плавучем доме. Но истинным ядром шоу было нечто большее: этот человек мог делать все что угодно, если от этого зависела его жизнь.
У нас, людей, есть врожденное стремление что-то делать. Мы сумели создать такие вещи, как колесо, каменные орудия труда и оружие. Тяга к новым технологиям вывела наших древних предков из каменного века в более цивилизованный мир. Возможно, для кого-то из нас Мак-Гайвер продемонстрировал то, чего мы хотели бы достичь: полное господство над миром.
Но в жизни не все так просто, и как бы упорно мы ни старались понять и овладеть этим миром, некоторые моменты нам не подвластны. Происходят несчастные случаи. Суть не всех вещей и явлений доходит до нашего ограниченного сознания. Мы всего лишь люди. Не боги.
Поэтому, когда что-то идет не так – если рушатся планы или не сбываются ожидания, – гордость не позволяет нам признать поражение. Тогда мы обвиняем других, а если это не работает, ищем решение в ином месте. Ни одна сфера не содержит больше объяснений для необъяснимого, чем фольклор.
Четыреста лет тому назад, если женщина не хотела следовать общественным правилам, ее называли ведьмой. Когда ирландские дети плохо росли, говорили, что их подменили эльфы. Мы успешно находим оправдания для всего. Поэтому, когда наши предки находили что-либо разбитым или не на своем месте, этому было очень простое объяснение: кто-то (или что-то) вмешался.
Старое оправдание
Представление о существах, вмешивающихся не в свои дела, не ново для нас. По всему миру мы находим древние предания, что рассказывают о существах, имеющих привычку вставать на пути и усложнять людям жизнь. Это представление преодолевает границы и обстоятельства, языки и время.
Кто-то скажет, что простое совпадение для всяких россказней о злокозненных существах слишком маловероятно: их рассказывают в местах, разделенных тысячами миль и огромными океанами. А значит, в этих легендах что-то есть. Другие скажут, что нет ничего общего с реальными существами, нет совпадений и что эти сказки – просто продукт человеческой природы, ведь мы хотим верить, что есть нечто, являющееся причиной наших проблем. Козел отпущения, так сказать.