Размер шрифта
-
+

Мир глазами святителя Николая Сербского - стр. 4

Мне приходится иметь дело со студенческой молодежью (преподаю в вузе). Видно, насколько у нее повреждено сознание. Вот некоторые «дефекты» сознания.

Во-первых, современный молодой человек способен концентрировать свое внимание лишь на каких-то фрагментах окружающего мира. Этот феномен сегодня называется «клиповым» сознанием. Человек не в состоянии видеть широкую панораму, а между отдельными фрагментами этой панорамы не усматривает никакой связи. Одним словом, у него напрочь отсутствует то, что называется «целостным восприятием» мира, «целостным мировоззрением» (то что еще в XIX веке в России называли «целомудрием»; сегодня, к сожалению, этому слову придали иное значение).

Во-вторых, он не может в потоке обрушивающейся на него информации отделить главное от второстепенного. Он абсолютно не чувствует иерархичности мира. Отсюда сплошь и рядом возникают ситуации, когда какое-то событие, явление, какой-то объект (или субъект) определяется первопричиной других событий, явлений и т.п. А на самом деле первопричина намного глубже (или, наоборот, намного выше), а то, что выдается за причину, – лишь одно из промежуточных звеньев длинной цепи причинно-следственных связей. Отсутствие способности отделения главного от второстепенного – следствие упомянутого выше первого «дефекта». Понятно, что второй «дефект» не позволяет человеку принять правильный план действий, который был бы нацелен на исправление или ликвидацию истинной первопричины тех неприятностей, с которыми человек собирается бороться. Второй «дефект» превращается сегодня в самую настоящую катастрофу, поскольку мир сегодня переживает информационный «взрыв», причем 99% всего информационного пространства заполняется откровенно ложной информацией (ее называют дезинформацией, «фейками», «информационным мусором», «токсичной информацией» и т.п.). Человек, как правило, не в состоянии отделить «зерна» от «плевел» (истинное от ложного), все более отравляясь «токсической информацией».

В-третьих, современный человек утрачивает (уже почти полностью утратил) такую способность, как целеполагание. Он в основном реагирует на текущую ситуацию – это не целеполагание, а скорее рефлексия, и это стирает грань между человеком и животным, потому что поведение животного основано на безусловных рефлексах и инстинктах. А между тем и этот дефект связан непосредственно с двумя вышеназванными. Достаточно сказать, что два понятия – «целостное мировоззрение» и «целеполагание» – имеют один корень – «цель». Без настоящего целеполагания не может быть и целостного мировоззрения, а без целостного мировоззрения человек не в состоянии увидеть цель, правильно ее сформулировать.

Страница 4