Мир души. По творениям схиигумена Саввы (Остапенко) - стр. 2
Святой Дух Утешитель помогает в борьбе со страстями. Некоторые налагают на себя подвиги: пост, молитву, смотрят вниз, чтобы не видеть прекрасный пол, – женщин. Они думают: пост и молитва – два крыла, и я спасусь только ими; но молитва лишь средство, через которое подается благодать, а спасает человека Дух Святой, Который проникает в наше сердце, душу, наш ум и характер; освящает, утешает, укрепляет и делает нас благородными, свободными от плотских животных похотей.
Вот, мы смотрим на цветы, зелень, на детей и чувствуем себя спокойными, наслаждаемся их красотой. Когда будем иметь Духа Святого в себе, то и на красивых женщин мы так же будем смотреть спокойно, как на эти цветы, думая, что они есть создания Божии.
Вот как Дух Святой облагораживает нас!
Богатство и милосердие
Чтобы легче было работать над собой, чтобы мы добровольно, с радостью отдавали нуждающимся не только избытки материальных благ, но научились благотворить даже от скудости своей, как евангельская вдова, которая в церковную сокровищницу положила две лепты – все, что имела, для этого надо всегда помнить, что материальное богатство – это не истинное богатство. Такое богатство Христос называет неправедным и чужим.
Преподобный Варсонофий пишет: «Все, что имеет христианин, есть Божие и общее всех христиан, и никто не имеет собственного своего». Поэтому сильно согрешает тот человек, который имеет чем поделиться с другими, но не делится, не утешает их.
Наше истинное богатство – это христианские добродетели: любовь к Богу и ближним, вера, надежда, смирение, кротость, воздержание, мудрость, рассудительность, мир душевный и другие добродетели. Такое богатство делает нас наследниками Царствия Небесного, оно перейдет с нами в вечную жизнь.
Значит, истинное богатство посылает нам Господь за дела милосердия, когда мы верно и правильно определяем (распределяем, употребляем) наше неправедное (материальное) богатство. Это относится к внешнему милосердию.
Поэтому, когда милосердный христианин видит согрешающего, тогда он проникается к нему жалостью, но не презрением и равнодушием, и всячески старается помочь ему исправиться, избавиться от греха.
Самая высокая милостыня для ближнего – это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего.
Наилучшие плоды приносят дела сердечного милосердия в сочетании с делами внешнего милосердия. Кто мало жертвует, тот мало и приобретает духовно. Если мы действуем по пословице: «Охотно мы лишь то дарим, что нам не надобно самим», то как же мы можем надеяться на великие дела милосердия Божия по отношению к нам? Ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». В земной жизни мы сеем дела милосердия в ближних своих, а плоды дел своих пожинаем в жизни вечной. А с тощего, неполного зерна… какой урожай?