Размер шрифта
-
+

Мир аутизма: 16 супергероев - стр. 23

– это движения относительно целей во внешнем пространстве. Например, ситуация, когда хищник хватает жертву. Этот уровень движений можно представить как пикирующего орла. Уровень D строит движения, соотнося их с социальным, предметным пространством. На этом уровне можно реализовать цепочку движений, например, заваривание чая или переход улицы на светофоре. Уровень D связан прежде всего с относительно недавней историей, культурным развитием человека. Эмблемой этого уровня можно считать букву или молоток. И, наконец, самый верхний и новый уровень Е связан с абстрактной логикой и виртуальным пространством. Его символом можно сделать компьютер.

Гениальные тексты Бернштейна построены на противоречиях. Так, даже в рамках одной книги «О построении движений» в четвертой и седьмой главах есть противоположные утверждения, касающиеся участия зрительных ощущений в построении движений на уровне В. Поскольку уровни объединены в общую систему, противоречивость информации об одном уровне касается и соседнего уровня, влияет на логическую стройность всей системы. Получается своего рода бухгалтерия: читая, нужно думать о сведении баланса. Такие противоречия можно заметить при внимательном сопоставлении отдельных работ, глав, абзацев друг с другом. Все это создает эффект текста-размышления.

Бернштейна бессмысленно читать выборочно, фрагментарно, ориентируясь на тематику глав. Достаточно открыть книгу «О построении движений» и прочитать о содержании уровня Е, как сразу же возникнет немало вопросов. Но это только начало, в гораздо менее противоречивой и более поздней работе «О ловкости и ее развитии» уровень Е вообще не упоминается. Куда же он делся, в этой книге не поясняется. Но в вышедшей в год смерти Бернштейна, в 1966 году, книге «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» уровень Е опять появляется, только развернутого изложения состава движений этого уровня там нет.

Что со всем этим делать? Думать!

Основное содержание книг Бернштейна – это прежде всего движение мысли, переданная через текст культура мышления. Современные работы, где учение Бернштейна излагается как что-то четкое, ясное, разложенное по полочкам уровней, производят впечатление поверхностного и фрагментарного знакомства с его текстами, создают искаженное представление о том, что он писал.

Содержание уровней построения движений можно определить, лишь сопоставляя работы и их отдельные главы в попытках построить неизбежно противоречивое единство. Результат сопоставления не может быть однозначным. Если два утверждения Бернштейна противоречат друг другу, то лучше всего выдвинуть третье, которое будет в минимальном противоречии с системой в целом. Дело к тому же осложнятся тем, что у Бернштейна могут быть три различных утверждения, касающиеся одного вопроса, как в случае с обработкой зрительной информации на уровне В. Получается, что каждый, кто пытается использовать учение Бернштейна, вынужден толковать его по-своему. Тексты – наследие Бернштейна – это скорее задача, а не ответ. Точнее сказать, что это не только задача, но и технология поиска ответа, приложенная к задаче. Мой поиск в итоге и привел меня к более внимательному наблюдению за движениями окружающих людей. Но сама работа по реконструкции учения Бернштейна требует уже другого жанра книги, многочисленных ссылок на работы Бернштейна и современных физиологов.

Страница 23