Размер шрифта
-
+

Михаил Муравьев-Виленский. Усмиритель и реформатор Северо-Западного края Российской империи

1

Ананьев С.В. М.Н. Муравьев-Виленский: политическая биография: дис. … канд. ист. наук. – Саратов, 2007; Ананьев С.В. Конфессиональная политика М.Н. Муравьёва на посту генерал-губернатора Северо-Западного края в 1863-1865 гг. // Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр., Саратов, 2008. – С. 34-44; Комзолова А.А. Политика самодержавия в Северо-Западном крае в эпоху Великих реформ. – М., 2005; Долбилов М. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. – М., 2010; Сталюнас Д. Этнополитическая ситуация Северо -Западного края в оценке М.Н. Муравьева (1863-1865) // Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. – Вильнюс, 2003. – Т. VII. – С. 250-271; Федосова Э. П. Православие в Северо-Западном крае при графе Муравьеве: 1863-1865 гг. // История народов России в исследованиях и документах. – М., 2007. – С. 192-218; Федосова Э.П. Граф М.Н. Муравьев-Виленский (1796-1866). Жизнь на службе империи. – М., 2015; Гигин В.Ф. Оклеветанный, но не забытый // Неман. – 2005. – № 6. – С. 127-139; Бендин А.Ю. Образ виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева в современной белорусской историографии // Беларуская думка. – 2008. – № 6. – С. 42-46; Бендин А.Ю. Граф М.Н. Муравьев-Виленский и национальное пробуждение белорусского народа // Исторический поиск Беларуси: альманах / сост. А.Ю. Бендин. – Минск, 2006. – С. 53-77.

2

«Готов собою жертвовать…». Записки графа М.Н. Муравьева об управлении Северо-Западным краем и усмирении в нем мятежа. – М., 2009; Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском. – М., 2014; Литовский государственный исторический архив. Далее: ЛГИА. – Ф. 378. – Оп. 1864. – Д. 1507. – Л. 12-13; Виноградов А.А. Как создался в г. Вильне памятник графу М.Н. Муравьеву. – Вильна, 1898. – С. 3-60; Макаревский М. Граф Михаил Николаевич Муравьев, как церковно-общественный деятель в Северо-Западном крае. – Вильна, 1898. – С. 1-15; Миловидов А.И. Как создался памятник графу М.Н. Муравьеву // Русская старина, 1898. – Т. 96. – С. 691-698; Турцевич Ар. О. Краткий очерк жизни и деятельности графа М.Н. Муравьева. – Вильна, 1898. – С. 1-64; Из бумаг архиепископа Минского Антония Зубко. – Минск, 1900. – С. 1-15; Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с Православной церковью в 1839 г. 2-е изд. – Вильна, 1897. – С. 419, 421-429.

3

Катков М.Н. Переписка с графом М.Н. Муравьевым // Русский вестник. -1897. – № 8; Мосолов А.Н. Виленские очерки 1863-1865 гг. (Муравьевское время). – СПБ., 1898; Белецкий А.В. Открытие Музея графа М.Н. Муравьева. – Вильна, 1901; Циркуляр по Виленскому учебному округу за 1899 год. – Вильна, 1899. – С. 37; Романовский М. свящ. Очерк истории Белостокской двухклассной церковно-приходской Владимирской школы // Гродненские епархиальные ведомости. – 1902. – № 16. – С. 167; Беспристрастный. Смелость ксендзов // Литовские епархиальные ведомости. – 1903. – № 28-29. – С. 222-223.

4

Орловский Е. Граф М.Н. Муравьев как деятель над укреплением прав русской народности в Гродненской губернии.1831-1835 и 1863-1865 г. – Гродна. 1898. – С. 31.

5

Миловидов А.И. Знаменательный для Западно-Русской церкви юбилейный год // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. – 1913. – № 1. – С. 5.

6

По краю. Хроника церковно-общественной жизни // Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства. – 1913. – № 22. – 403-405.

7

В данной работе понятие «национализм» и производные от него определения «националистический» и т.п. автор, согласно сложившейся в социологической науке традиции, использует в качестве оценочно-нейтральных.

8

Сміт Э. Нацыяналізм у дваццатым стагоддзі. – Мінск, 1995. – С. 180-181.

9

На западе Белоруссии, прежде всего, в Гродненской области сильны позиции католичества и влияние соседней Польши. На востоке – в Витебске, Могилеве и Гомеле – влиятельными являются православие и пророссийские настроения населения.

10

Правда, в последнее время лидер режима, оказавшегося в политической и социальной изоляции, стал декларировать готовность к политическому компромиссу с оппозицией. Предполагается, очевидно, некий «национальный диалог» между националистами бюрократическими и этническими по поводу будущего распределения политической власти, в котором каждая из противоборствующих сторон будет стараться переиграть другую.

11

Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск, 2004; Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / под общ. ред. Г.А. Васильевича, Я.С. Яскевич. – Минск, 2004; Бабосов Е.М. Основы идеологии белорусского государства. – Минск, 2012; Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие. – Минск, 2011.

12

Касцюк М.П. Асноўные вынікі і задачы даследавання гісторыі Беларусі. Матэрыялы II Усебеларускай канферэнцыі гісторыкаў. 10-11 красавіка1997 г. -Мінск, 1999. – С.4.

13

Лінднэр Р. Нацыянальныя і “прыдворныя” гісторыкі “лукашэнкаўскай” Беларусі. – Гістарычны альманах. – 2001. – Т.4. – С. 209.

14

Как отмечает С.И. Маловичко: «Любое знание как результат познавательной деятельности выполняет социальные функции. … Но в социально ориентированной практике историописания социальные функции доминируют над научными (научная история признает приоритет научной функции над социальной). Социально ориентированное историописание не стремится быть нейтральным к прошлому, как того требует наука, оно поддерживается и / или актуализируется историческим сознанием общества, а также навязывающей обществу «нужный» образ прошлого властью». См: Маловичко С.И. Национально-государственный нарратив как вид социально ориентированного историописания // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. – Серия 2. – Выпуск 4. – С. 127.

15

Более подробно о технологиях мифотворчества, применяемых в белорусской “национальной” историографии, можно прочесть в следующих статьях. См: Александр Бендин. «Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://zapadrus.su/zaprus/istbl/1117-belorusskaya-natsionalnaya-ideya-v-svete-istoricheskoj-kritiki-chast-i.html; а также, Бендин А.Ю. Проблемы этнической идентификации белорусов 60-х гг. XIX – начала XX в. в современной историографии // Исторический поиск Беларуси: альманах / сост. А.Ю. Бендин. – Минск, 2006. – С. 8-35.

16

Ломагина А.В. Проблема националистического дискурса в современной социологической науке // Вестник МГИМО-Университета. Социология. – 2013. – № 3 (30). – С. 163.

17

Ачкасов В.А. «Политика памяти» как инструмент строительства постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – № 4. – С. 109.

18

Деружинский В.В. Тайны беларуской истории. – Минск, 2012. – С. 31.

19

Цит. по: Тьерни Б. Религиозные права: историческая перспектива // Права человека и религия: хрестоматия / Сост. и науч. ред. игумен Вениамин Новик. – М., 2001. – С. 36.

20

Вестник Виленского свято-Духовского братства. – 1914. – № 6. – С. 102-103.

21

Церашковіч П.В., І.У. Чаквін. Беларусы. / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. – Мінск., 1993. – Т.1. – С.473.

22

Краўцэвіч А. Агульныя праблемы гістарычнай навукі ў Беларусі // Гістарычны альманах. – 2001. – Т.4. – С.10.

23

Бендин А.Ю. Проблемы этнической идентификации белорусов 60-х гг. XIX – начала XX в. в современной историографии // Исторический поиск Беларуси: альманах / сост. А.Ю. Бендин. – Минск, 2006. – С. 8-13.

24

Радзік Р. Прычыны слабасці нацыятворчага працэсу беларусаў у XIX- XX ст. // Беларускі гістарычны агляд. – Т.2. – Сшытак 2. – Снежань. – 1995. – С. 213.

25

Зайончковский В. Социальное самосознание татар, бурят и башкир в России и СССР – преемственность или разрыв традиции? // Политическая наука. -2002. – № 4. – С. 45.

26

Шатин Ю. Исторический нарратив и мифология XX столетия // Критика и семиотика. – Вып. 5. – М., 2002. – С. 101.

27

Не посягайте на православие. Обсуждение в Государственной Думе 3-го созыва законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. – Вильна, 1909; Труды съезда представителей западно-руссских православных братств, состоявшегося в г. Вильне по инициативе Виленского православного Свято-Духовского братства. 2-5 августа 1909 г. – Вильна, 1909.

28

Белорусский национальный активист Я. Лёсик сетовал в 1917 году на нежелание крестьянства воспринимать идеи этнического национализма: «Наши крестьяне на съездах высказывались в том смысле, что им не нужна автономия, но делали они это по неразумению и темноте своей, но более всего в результате обмана, так как вместе с этим они говорили, что и язык им не нужен. Никто в мире не отрекается от своего языка, … а наши крестьяне отрекаются. Значит, делают они это по неразумению и темноте. … По тем или иным вопросам мы обращаемся к знатокам и специалистам, а вот при государственном строительстве удовлетворяемся мнениями таких специалистов, как тёмный и некультурный народ. … Народ – вещь хорошая, но ему необходимо рассказать, разъяснить, его необходимо сначала просветить, научить, и только потом уже звать к себе на совет. См: Лёсік Я. Аўтаномія Беларусі. – Мінск. 1917. – С. 5-6.

29

Резник А.Н. К вопросу о государственности БНР, или: так была ли БНР государством? – Мінск. 2002. – С. 20, 34.

30

18 июля 1942 года в оккупированном нацистами Минске орган националистов «Беларуская газэта» следующим образом определяла их новые идейные позиции: «Теперь следует особо подчеркнуть, кто является нашими врагами. Первым врагом, как и врагом новой Европы, является жидо-коммуна. Её банды уничтожены. Но кроме явных врагов, мы имеем много скрытных, которые в душе ненавидят наше Возрождение и всеми способами препятствуют нашей национальной жизни. Таких врагов вокруг нас больше, чем лесных бандитов. Есть остатки шлях-панских чиновников и их прислужников, польских ксендзов, которые болезненно мечтают о польском империализме и которые теперь фактически являются союзниками жидо-коммуны. Под влиянием этих панов всё ещё находится часть нашего отуманенного крестьянства Западной Беларуси. Это крестьянство мы должны самым быстрым образом освободить от вредного влияния и протереть ему глаза, засыпанные польско-костёльной ложью. Здесь, в Минске и других городах Восточной Беларуси, врагами нашими являются скрытые коммунисты и вообще русские, или отуманенные Москвой «белорусы». … Минск должен стать центром собственной белорусской жизни под немецким водительством в новой Европе». См: А. Літвін. Акупацыя Беларусі (1941-1944): пытанні супраціву і калабарацыі. -Мінск, 2000. – С. 275-276.

31

100 пытанняў і адказаў з Гісторыі Беларусі / Уклад І. Саверчанка, Зм. Санько. – Мінск, 1993; Ластоўскі В. Выбраныя творы / уклад, прадмова і каментарыі Я. Янушкевіча. – Мінск, 1997. Арлоў У., Сагановіч Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі. – Менск, 1997.

32

Марозава С.В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596-1839 гады) / пад навук. рэд. У.М. Конана; Гродз. дзярж. ун-т імя Я. Купалы. – Гродна, 2001.

33

Сагановіч Г. Невядомая вайна: 1654-1667. – Менск: Навука і тэхніка, 1995.

34

Миллер А. Русификация: классифицировать и понять // Ab imperio. – 2002. – № 2. – С. 134.

35

Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч 1. М. Касцюк (гал. рэд.) і інш. – Мінск, 1994. – С. 334.

Страница notes