Размер шрифта
-
+

Мифы Урала и Поволжья - стр. 6


Д. Бланк. Одиссей. 1830 г.


С течением времени, в более поздних мифах божественное происхождение уже не является характерной чертой героя; он может быть «просто героем», великим воином, смелым и решительным, защитником слабых – но уже не имеет в своей родословной высших существ.

И именно из мифов о богах и героях (и сейчас мы говорим уже не только о греках) рождается героический эпос[1]. Он содержит в себе повествования о прошлом и о подвигах воинов. Правда, очень сложно проследить, когда именно миф прекращает быть мифом и превращается в эпос. Ведь на протяжении многих столетий мифы передавались от человека к человеку исключительно в устной форме, записаны они были достаточно поздно. И часто бывало так: миф появлялся за много веков до наступления нашей эры, долгое время существовал как устное предание, при этом развиваясь и обогащаясь новыми деталями, а потом наконец записывался в числе прочих мифов о сотворении мира, о появлении разных народов и стран… И мифы о героях уже принимали форму эпических поэм. Более того, о некоторых мифологических сюжетах мы можем судить только по таким вот поздним записям, которые уже, по существу, не являются мифами и превратились в эпические сказания. Например, германская «Песнь о Нибелунгах» считается эпической поэмой, но в ее основе – древние мифы, которые складывались еще до наступления нашей эры.

АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ НЕ ИМЕЮТ КОНКРЕТНОГО АВТОРА. ИТОГОВЫЕ ЗАПИСАННЫЕ ВАРИАНТЫ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЛИ СРАЗУ НЕСКОЛЬКИХ СОБИРАТЕЛЕЙ ДРЕВНИХ ПРЕДАНИЙ.

Если же говорить о России, то русский эпос – это в первую очередь былины: подобие песен, повествующих об исторических событиях, но в приукрашенном, героически преувеличенном виде. Например, реальное историческое лицо – Владимир Святой, креститель Руси – фигурирует в былинах как князь Владимир Красно Солнышко; при этом с ним связывают события, подчас отстоящие от времени, в которое жил реальный Владимир, на 150–200 лет как минимум. И в том же историческом пространстве существуют богатыри, которые сражаются иногда со всякой откровенно фантастической нечистью.


В. П. Верещагин. Владимир над поверженными идолами. 1896 г.


В большинстве случаев былина составлялась так называемым тоническим стихом и исполнялась ритмично, нараспев. Само слово «былина» довольно молодое, ранее чаще использовалось определение «старина». И в наших былинах можно найти явные следы древней славянской мифологии – хотя эта самая мифология дошла до нас, к сожалению, в очень усеченном виде.

Например, богатыря Святогора в былинах называют сыном матери сырой земли; исследователи предполагают, что и сам Святогор – это просто более поздний, трансформированный образ какого-то из древних славянских богов. Ведь во многих мифологических системах боги рождались, например, от брака Земли и Неба. Да и сами былины, вполне возможно, адаптация мифов о богах и природных стихиях. А что можно сказать о всевозможных тугаринах, идолищах поганых и прочих врагах русских богатырей? Согласно популярной версии, это символическое отображение внешних врагов, например разнообразных кочевников. Кстати, и само слово «богатырь», вероятно, пришло в наши былины из какого-то тюркского языка. Во многих из них имеются слова наподобие «багатур» или «батыр», означающие могучего воина.

Страница 6