Размер шрифта
-
+

Мифы Тибета - стр. 8


Гомбожаб Цыбиков


Правда, в основном на расстоянии, обрабатывая результаты чужих исследований. За одним исключением – бурят Гомбожаб Цыбиков, как и пандиты, смог использовать свое восточное происхождение и побывать в Тибете. Будучи очень образованным человеком – окончил медицинское отделение Томского университета, затем Восточное отделение Санкт-Петербургского, – Цыбиков сохранил буддийскую веру, из-за чего, к сведению, потерял царскую стипендию, и в 1899–1902 годах прошел весь Тибет и побывал-таки в Лхасе. По итогам путешествия он издал дневник «Буддист-паломник у святынь Тибета», содержащий большое количество сведений об истории и культуре страны, а также перевел на русский язык религиозный трактат XV века «Ступени пути к просветлению».

В ХХ веке поток путешественников, ученых и просто авантюристов, направлявшихся в Тибет в поисках тайн, только увеличивался, несмотря на все трудности и опасности. Это и мистик-мистификатор, первая европейская женщина в этих краях, француженка Александра Давид-Неель, и писатель-мыслитель Николай Рерих с сыновьями Юрием и Святославом. Но если говорить о качественных характеристиках, то в «волшебную страну» теперь в поисках «смысла всего и власти надо всем» стремились попасть любители мистики, эзотерики и прочих тайных знаний, иногда самого «темного» профиля.

К числу таких относился и Эрнст Шефер, участвовавший в нескольких экспедициях англичан в Тибет в 1920-х годах, а в 1933 году примкнувший к нацистам. В 1935 году в этой организации был создан институт «Аненербе», занимающийся изучением мистики и околонаучных теорий, и Шефер возглавил в нем отдел по исследованию тайн Тибета. В 1938 году он руководил экспедицией, которая сумела достичь Лхасы. В ее состав входили специалисты по биологии, ботанике, орнитологии, энтомологии, геологии, геофизике, антропологии, этнографии и географии. Официальной целью экспедиции было изучение нордических примесей у аристократов Внутренней Азии. Поражение Германии во Второй мировой войне прервало карьеру «ученого-тибетолога».


Генрих Харрер. 1997 г.


Интересна и история австрийца Генриха Харрера. Он был известным альпинистом и как раз покорял Гималаи, когда в 1939 году всю немецкую экспедиционную группу в Британской Индии арестовали и посадили в лагерь для военнопленных. В 1944 году группа заключенных бежала, и Харрер вместе с бывшим руководителем экспедиции Петером Ауфшнайтером отправился на север. Они смогли дойти до Лхасы в феврале 1946 года.

Там двум австрийцам повезло – вопреки запретам, их оставили при дворе 14-летнего далай-ламы. Ауфшнайтер применял свои инженерные навыки – руководил лесопосадками и регулировкой уровня рек, совместно с Харрером осуществил топографическую съемку тибетской столицы, организовал археологические раскопки. Харрер же сумел подружиться и стать наставником далай-ламы, рассказывая ему о «большом мире» и местах, где никогда не ступала нога тибетцев. Когда 20 декабря 1950 года в Тибет вторглись китайские войска, Харрер и Ауфшнайтер покинули страну, и их пути разошлись. Альпинист добрался до Австрии, стал известным путешественником и этнографом, написал прославившую его книгу «Семь лет в Тибете», по которой в 1997 году был снят не менее известный фильм с Брэдом Питтом в главной роли. Ауфшнайтер остался в Индии, долго жил в Непале, под влиянием коммерческого успеха своего товарища по приключениям выпустил книгу дневников «Восемь лет в Тибете» – в отличие от Харрера, он еще на год задержался в одном из южных городов.

Страница 8